Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
4.5
11:00–18:00
Понедельник
14:00 - 21:00
Вторник
14:00 - 21:00
Четверг
14:00 - 21:00
Пятница
11:00 - 18:00
Суббота
11:00 - 18:00
Воскресенье
11:00 - 18:00
Информация
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор - ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XI - начала XX веков.
В 2017 году музей отметил 70-летие со дня своего основания.
Предположительная продолжительность
2–3 часа
Внесите правки, чтобы улучшить наш каталог.
Редактировать объект каталогаПолноразмерный просмотр










Поблизости
Адрес
Район/квартал: Центральный округ (ЦАО)
Как сюда добраться
- Римская • 8 мин пешком
- Площадь Ильича • 9 мин пешком
Лучшее поблизости
Рестораны
5 604 на радиусе 5 км
Достопримечательности
3 964 на радиусе 10 км
Отправить
4.5
77 отзывов
Отлично
62
Очень хорошо
8
Неплохо
3
Плохо
3
Ужасно
1
Katerina C
14 публикаций
авг. 2023 г. • Путешествие в одиночку
Я никогда не понимала иконописи. И в Третьяковской галерее всегда обходила стороной залы с собраниями древнерусской православной живописи, но пропустить экскурсию в музее имени Андрея Рублева никак не могла как минимум из любопытства. Для меня слова «Модерн в иконах» звучат как оксюморон, сочетание не сочетаемого: нового и древнего.
Собственно, период господства русского модерна в религиозном искусстве был совсем недолгим, буквально несколько лет. На небольшой выставке музея представлены разнообразные памятники, созданные в стиле модерн. Среди экспонатов выставки – малоизвестное произведение Васнецова, работы Нестерова и даже майолика Врубеля. Интересно, что стилевые приемы модерна использовали не только иконописцы, но и ювелирные мастерские, мастерские декоративно-прикладного искусства, которые делали оклады, складки, киоты. Даже Дом Фаберже не устоял перед тем, чтобы сделать ювелирный оклад для иконы в эстетике модерна.
Большинство экспонатов, представленных на выставке, которая идет до 20 августа, из частных коллекций, простому увидеть их больше нигде не получится. Но идти в музей надо обязательно с экскурсией, потому что там важно не только смотреть, но и слушать, слушать про эстетику модерна, про смелость художников, про путешествия экспонатов и возвращение их на родину.
Благодарю за приглашение Natalya Pamsik и сообщество Московские блогеры МоскваЛюблю!
Собственно, период господства русского модерна в религиозном искусстве был совсем недолгим, буквально несколько лет. На небольшой выставке музея представлены разнообразные памятники, созданные в стиле модерн. Среди экспонатов выставки – малоизвестное произведение Васнецова, работы Нестерова и даже майолика Врубеля. Интересно, что стилевые приемы модерна использовали не только иконописцы, но и ювелирные мастерские, мастерские декоративно-прикладного искусства, которые делали оклады, складки, киоты. Даже Дом Фаберже не устоял перед тем, чтобы сделать ювелирный оклад для иконы в эстетике модерна.
Большинство экспонатов, представленных на выставке, которая идет до 20 августа, из частных коллекций, простому увидеть их больше нигде не получится. Но идти в музей надо обязательно с экскурсией, потому что там важно не только смотреть, но и слушать, слушать про эстетику модерна, про смелость художников, про путешествия экспонатов и возвращение их на родину.
Благодарю за приглашение Natalya Pamsik и сообщество Московские блогеры МоскваЛюблю!
Опубликовано 27 августа 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
М Г
463 публикации
авг. 2023 г.
Архитектура в стиле модерн, живопись в стиле модерн, скульптура, интерьер, ювелирные украшения в стиле модерн мне давно знакомы! Но иконы в стиле модерн поразили меня невероятно!
Выставка именно таких икон сейчас проходит в Музее имени Андрея Рублева, называется она "Модерн в русской иконе", и я на ней побывала с экскурсией. Мне невероятно повезло, поскольку экскурсию эту провела Жанна Григорьевна Белик, заведующая отделом экспертизы, куратор этой выставки. Вообще должна отметить, что в Музее имени Андрея Рублева выставки всегда безумно интересные, а экскурсоводы умеют зажечь пламя интереса даже в тех посетителях, которые никогда не смотрели на иконы как на предмет искусства. И я была в числе таковых до выставки "Тверская Атлантида", прошедшей здесь же этой зимой, но теперь полностью поменяла свой взгляд. Тем более, эпоха была очень духовной, и в то время был очень важен сам человек и его личный духовный опыт, и поэтому изображалось в том числе много малоизвестных святых. На выставке можно увидеть одного из них - патронального святого архиепископа Павлина (в миру Петра Кузьмича Крошечкина) - святителя Павлина Ноланского.
Историю модерна в русской иконописи нам начали с рассказа о живописи великих художников - Васнецова, Нестерова, Врубеля, развивающих в своем творчестве и религиозную тему. Так постепенно и очень доходчиво нас погружали в уникальный этап русской иконописи и, в целом, истории. Например, я открыла для себя, что именно Николай II, изучение личности которого так увлекает меня уже долгие годы, обозначил перед деятелями культуры, перед художниками основную идею развития творчества как "создание образа Святой Руси". К тому же, я почерпнула для себя несколько интересных фактов. Один из таких заключается в том, что в иконописи было очень важно сохранение всех деталей, поэтому теперь иконы по праву считаются документальными источниками информации. Также ставилась такая задача как создание национального типа святости, принципиально отличающего образы русских святых от европейских. И если сравнить, что нам и предложили сделать на экскурсии, то в глаза сразу бросается разница - различные образы, различная одежда, различная архитектура и даже пейзаж.
Стиль модерна постепенно проникал в русскую икону, привнося в нее свои различные элементы, поскольку не может быть резкого перехода от одного стиля к другому за один день. Какие же элементы характерны для модерна в духовной живописи начала прошлого века? Во-первых, сакрализация пространства, погружение в атмосферу через пейзаж и архитектуру, а также психологизм самих персонажей. Например, обычно ангелов изображают безэмоциональными, поскольку это представители другого духовного мира, и человеческие чувства и эмоции им не присущи. Но, например, на картине Вильгельма Котарбинского, русского художника польского происхождения, ангелы на Голгофе, на месте самых страшных мук Христа, изображены с очень сильными эмоциями. Художник делает акцент именно на атмосфере, подчеркнув трагичность места, показав, что даже ангелы плачут здесь. Во-вторых, модерн, как всем известно, характерен обилием природных и растительных мотивов в выборе орнамента. Если посмотреть на рамы и оклады представленных на выставке икон, на них можно найти изображения не только растений, но и даже мифических существ. В-третьих, модерн - это всегда сочетание разных материалов, поэтому мы видим сочетание дерева, серебра, эмали, разных техник, создающих неповторимое обаяние модерна.
Редко, когда можно встретить такие уникальные экскурсии, которые слушаешь с огромным интересом, параллельно расширяя свои познания в разных областях. Еще на выставке я увидела подписной эскиз Виктора Васнецова с изображением Святителя Алекси́я, митрополита Московского. И еще Жанна Григорьевна рассказала нам интересную историю об иконописцах Иосифе Панкрышеве, который вопреки пословице "Где родился, там и пригодился" кардинально изменил свою жизнь и вписал свое имя в историю иконописи, переехав в Сибирь, и Николае Грибкове, который в документах представлялся то Грибковым, то Емельяновым, меняющим фамилию по своему желанию. А еще мы узнали, как русский коллекционер победил на аукционе Лувр, выкупив два из трех уникальных складней, понимая их невероятную историческую и культурную ценность. Также с удивлением узнала, что доски, на которых писались иконы, использовались многократно, поскольку не было возможности восстановить изображение из-за потемнения олифы, и максимальное число слоев, которое снимали реставраторы - семнадцать! И когда из-под многочисленных слоев начали проявляться древнерусские иконы, стали создаваться иконы в древнерусском стиле. А еще я поняла, что модерна может быть слишком много. Это психологически сложный стиль, и если модерн в образе, в изображении сочетать с модерном в раме иконы, икона становится излишне эмоциональной и теряет свою спокойную привлекательность, какую мы ищем, приходя в храм. Поэтому лично мне очень импонируют иконы, где модерн присутствует лишь в некоторых элементах. Невероятно, но на выставке присутствует даже икона мастерской Карла Фаберже! Но сколько бы ни было модерна в иконе, все равно это уникальное явление в истории искусства и религии. Ведь, например, посетители из Иерусалима, которых не удивить иконами даже 12 века, были в восторге от неповторимости икон на этой выставке.
А пока я полностью не пересказала всю экскурсию, все же попробую закруглиться, хотя, честно говоря, хочется поделиться каждым словом, ведь было так интересно! Искренне советую вам успеть на эту потрясающую выставку. А если не успеете, то на следующую, потому что все выставки в Музее имени Андрея Рублева потрясающие, особенно, если осматривать их с экскурсией, чтобы погрузиться в тему, понять иконопись и постичь ее уникальность. Остаться равнодушными к иконам как к предмету искусства после просто невозможно!
Выставка именно таких икон сейчас проходит в Музее имени Андрея Рублева, называется она "Модерн в русской иконе", и я на ней побывала с экскурсией. Мне невероятно повезло, поскольку экскурсию эту провела Жанна Григорьевна Белик, заведующая отделом экспертизы, куратор этой выставки. Вообще должна отметить, что в Музее имени Андрея Рублева выставки всегда безумно интересные, а экскурсоводы умеют зажечь пламя интереса даже в тех посетителях, которые никогда не смотрели на иконы как на предмет искусства. И я была в числе таковых до выставки "Тверская Атлантида", прошедшей здесь же этой зимой, но теперь полностью поменяла свой взгляд. Тем более, эпоха была очень духовной, и в то время был очень важен сам человек и его личный духовный опыт, и поэтому изображалось в том числе много малоизвестных святых. На выставке можно увидеть одного из них - патронального святого архиепископа Павлина (в миру Петра Кузьмича Крошечкина) - святителя Павлина Ноланского.
Историю модерна в русской иконописи нам начали с рассказа о живописи великих художников - Васнецова, Нестерова, Врубеля, развивающих в своем творчестве и религиозную тему. Так постепенно и очень доходчиво нас погружали в уникальный этап русской иконописи и, в целом, истории. Например, я открыла для себя, что именно Николай II, изучение личности которого так увлекает меня уже долгие годы, обозначил перед деятелями культуры, перед художниками основную идею развития творчества как "создание образа Святой Руси". К тому же, я почерпнула для себя несколько интересных фактов. Один из таких заключается в том, что в иконописи было очень важно сохранение всех деталей, поэтому теперь иконы по праву считаются документальными источниками информации. Также ставилась такая задача как создание национального типа святости, принципиально отличающего образы русских святых от европейских. И если сравнить, что нам и предложили сделать на экскурсии, то в глаза сразу бросается разница - различные образы, различная одежда, различная архитектура и даже пейзаж.
Стиль модерна постепенно проникал в русскую икону, привнося в нее свои различные элементы, поскольку не может быть резкого перехода от одного стиля к другому за один день. Какие же элементы характерны для модерна в духовной живописи начала прошлого века? Во-первых, сакрализация пространства, погружение в атмосферу через пейзаж и архитектуру, а также психологизм самих персонажей. Например, обычно ангелов изображают безэмоциональными, поскольку это представители другого духовного мира, и человеческие чувства и эмоции им не присущи. Но, например, на картине Вильгельма Котарбинского, русского художника польского происхождения, ангелы на Голгофе, на месте самых страшных мук Христа, изображены с очень сильными эмоциями. Художник делает акцент именно на атмосфере, подчеркнув трагичность места, показав, что даже ангелы плачут здесь. Во-вторых, модерн, как всем известно, характерен обилием природных и растительных мотивов в выборе орнамента. Если посмотреть на рамы и оклады представленных на выставке икон, на них можно найти изображения не только растений, но и даже мифических существ. В-третьих, модерн - это всегда сочетание разных материалов, поэтому мы видим сочетание дерева, серебра, эмали, разных техник, создающих неповторимое обаяние модерна.
Редко, когда можно встретить такие уникальные экскурсии, которые слушаешь с огромным интересом, параллельно расширяя свои познания в разных областях. Еще на выставке я увидела подписной эскиз Виктора Васнецова с изображением Святителя Алекси́я, митрополита Московского. И еще Жанна Григорьевна рассказала нам интересную историю об иконописцах Иосифе Панкрышеве, который вопреки пословице "Где родился, там и пригодился" кардинально изменил свою жизнь и вписал свое имя в историю иконописи, переехав в Сибирь, и Николае Грибкове, который в документах представлялся то Грибковым, то Емельяновым, меняющим фамилию по своему желанию. А еще мы узнали, как русский коллекционер победил на аукционе Лувр, выкупив два из трех уникальных складней, понимая их невероятную историческую и культурную ценность. Также с удивлением узнала, что доски, на которых писались иконы, использовались многократно, поскольку не было возможности восстановить изображение из-за потемнения олифы, и максимальное число слоев, которое снимали реставраторы - семнадцать! И когда из-под многочисленных слоев начали проявляться древнерусские иконы, стали создаваться иконы в древнерусском стиле. А еще я поняла, что модерна может быть слишком много. Это психологически сложный стиль, и если модерн в образе, в изображении сочетать с модерном в раме иконы, икона становится излишне эмоциональной и теряет свою спокойную привлекательность, какую мы ищем, приходя в храм. Поэтому лично мне очень импонируют иконы, где модерн присутствует лишь в некоторых элементах. Невероятно, но на выставке присутствует даже икона мастерской Карла Фаберже! Но сколько бы ни было модерна в иконе, все равно это уникальное явление в истории искусства и религии. Ведь, например, посетители из Иерусалима, которых не удивить иконами даже 12 века, были в восторге от неповторимости икон на этой выставке.
А пока я полностью не пересказала всю экскурсию, все же попробую закруглиться, хотя, честно говоря, хочется поделиться каждым словом, ведь было так интересно! Искренне советую вам успеть на эту потрясающую выставку. А если не успеете, то на следующую, потому что все выставки в Музее имени Андрея Рублева потрясающие, особенно, если осматривать их с экскурсией, чтобы погрузиться в тему, понять иконопись и постичь ее уникальность. Остаться равнодушными к иконам как к предмету искусства после просто невозможно!
Опубликовано 12 августа 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Алиса
Москва, Россия130 публикаций
авг. 2023 г. • С друзьями
До 20 августа в музее им. Андрея Рублева проходит небольшая, но весьма необычная выставка посвященная модерну в русской иконе.
Это художественное направление получило распространение в конце XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достигло своей зрелости к 1900-м годам.
Однако самым сложным даже в среде профессионалов является то, что понятие модерн в религиозном искусстве понимается не однозначно. Зачастую произведения определяются как созданные в этом стиле исключительно на основании времени их появления. Но музей им. Андрея Рублёва попытался наиболее наглядно представить, а экскурсовод пояснить понятие модерна в русском религиозном искусстве.
Как отделить модерн от других стилей? Нужно смотреть на элементы, детали, прислушиваться к своему восприятию, ведь модерн - действительно напряжённый стиль вызывающий сильные чувства. Часто можно увидеть даже смешение стилей: рама представлена в стиле модерн, а сама икона в древнерусском стиле. Не все были готовы к такому напряжению духа внутри себя, поэтому оптимальным проявлением стиля модерн считалась именно рама.
Экскурсия мне очень понравилась. Среди экспозиций я увидела даже икону от Фаберже "Мученица царица Александра" 1908-1917 гг.
Это художественное направление получило распространение в конце XIX – начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достигло своей зрелости к 1900-м годам.
Однако самым сложным даже в среде профессионалов является то, что понятие модерн в религиозном искусстве понимается не однозначно. Зачастую произведения определяются как созданные в этом стиле исключительно на основании времени их появления. Но музей им. Андрея Рублёва попытался наиболее наглядно представить, а экскурсовод пояснить понятие модерна в русском религиозном искусстве.
Как отделить модерн от других стилей? Нужно смотреть на элементы, детали, прислушиваться к своему восприятию, ведь модерн - действительно напряжённый стиль вызывающий сильные чувства. Часто можно увидеть даже смешение стилей: рама представлена в стиле модерн, а сама икона в древнерусском стиле. Не все были готовы к такому напряжению духа внутри себя, поэтому оптимальным проявлением стиля модерн считалась именно рама.
Экскурсия мне очень понравилась. Среди экспозиций я увидела даже икону от Фаберже "Мученица царица Александра" 1908-1917 гг.
Опубликовано 7 августа 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Рады были видеть Вас на выставке! Спасибо за отзыв! До новых встреч в музее!
Опубликовано 8 августа 2023 г.
Этот ответ является субъективным мнением представителя руководства, а не компании Tripadvisor LLC.
Elizaveta E
Москва, Россия30 публикаций
авг. 2023 г.
Теме "Модерн в русской иконе" посвящена интереснейшая выставка, работающая в Музее имени Андрея Рублева. Выставка небольшая, но чрезвычайно насыщенная, здесь можно долго бродить, всматриваясь в представленные экспонаты: в иконы, оклады, складни, киоты, кресты и лампады.
Но еще интереснее побывать здесь на экскурсии, особенно кураторской экскурсии. А если экскурсию проводит заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Жанна Григорьевна Белик, то считайте, что вам повезло. Вам удастся увидеть, понять и разглядеть мельчайшие детали и признаки модерна на представленных здесь иконах: декоративность, плавность линий, множество орнаментов и украшений, растительные и природные мотивы.
Жанна Григорьевна поведает вам о реставрации икон, о причинах проникновения стиля модерн в иконопись, расскажет интереснейшие биографии некоторых экспонатов, и об их путешествии во времени и пространстве. Некоторые истории настолько наполнены неожиданными поворотами судеб владельцев и экспонатов, что просятся на страницы детективного романа.
В каждом слове, фразе, интонации Жанны Григорьевны видна невероятная увлеченность и любовь к своему делу. Только человек, знающий очень много, может донести до случайных экскурсантов информацию настолько тонко и артистично, что хочется слушать и узнавать, и даже вернуться на выставку, чтобы рассмотреть все еще раз спокойно без суеты.
На выставке "Модерн в русской иконе" представлены экспонаты из Музея христианского искусства Московской духовной академии, Музея русской иконы имени Михаила Абрамова и частных коллекций. Здесь экспонируются художественные полотна Васнецова, Нестерова, Котарбинского. Даже можно увидеть такую редкую вещь, как икона работы Фаберже, который иконами обычно не занимался. Внимание привлекает и чудесный оклад, вышитый мельчайшим бисером, настолько мелким, что не существует игл, при помощи которых его можно было бы нанизывать - вышивальщицы пользовались волосом.
Выставка открыта до 20 августа, так что поспешите: время летит быстро, пропустите - потом будете жалеть. Да и просто приятно побывать летом на территории Спасо-Андроникова монастыря, полюбоваться древнейшим Спасским собором, пройтись по гульбищу на крепостной стене, так вкусно пахнущему свежим деревом. А еще я обнаружила на территории бывшего монастырского погоста могильную плиту с именем Федора Волкова, основателя русского театра, режиссера, актера, художника и предпринимателя.
Но еще интереснее побывать здесь на экскурсии, особенно кураторской экскурсии. А если экскурсию проводит заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Жанна Григорьевна Белик, то считайте, что вам повезло. Вам удастся увидеть, понять и разглядеть мельчайшие детали и признаки модерна на представленных здесь иконах: декоративность, плавность линий, множество орнаментов и украшений, растительные и природные мотивы.
Жанна Григорьевна поведает вам о реставрации икон, о причинах проникновения стиля модерн в иконопись, расскажет интереснейшие биографии некоторых экспонатов, и об их путешествии во времени и пространстве. Некоторые истории настолько наполнены неожиданными поворотами судеб владельцев и экспонатов, что просятся на страницы детективного романа.
В каждом слове, фразе, интонации Жанны Григорьевны видна невероятная увлеченность и любовь к своему делу. Только человек, знающий очень много, может донести до случайных экскурсантов информацию настолько тонко и артистично, что хочется слушать и узнавать, и даже вернуться на выставку, чтобы рассмотреть все еще раз спокойно без суеты.
На выставке "Модерн в русской иконе" представлены экспонаты из Музея христианского искусства Московской духовной академии, Музея русской иконы имени Михаила Абрамова и частных коллекций. Здесь экспонируются художественные полотна Васнецова, Нестерова, Котарбинского. Даже можно увидеть такую редкую вещь, как икона работы Фаберже, который иконами обычно не занимался. Внимание привлекает и чудесный оклад, вышитый мельчайшим бисером, настолько мелким, что не существует игл, при помощи которых его можно было бы нанизывать - вышивальщицы пользовались волосом.
Выставка открыта до 20 августа, так что поспешите: время летит быстро, пропустите - потом будете жалеть. Да и просто приятно побывать летом на территории Спасо-Андроникова монастыря, полюбоваться древнейшим Спасским собором, пройтись по гульбищу на крепостной стене, так вкусно пахнущему свежим деревом. А еще я обнаружила на территории бывшего монастырского погоста могильную плиту с именем Федора Волкова, основателя русского театра, режиссера, актера, художника и предпринимателя.
Опубликовано 6 августа 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Благодарим за Ваш отзыв! Ждем Вас на наших новых выставках! До встречи!
Опубликовано 8 августа 2023 г.
Этот ответ является субъективным мнением представителя руководства, а не компании Tripadvisor LLC.
Ольга Зуева
1 публикация
май 2023 г. • Для двоих
Являемся постоянными посетителями музея и участниками Семейного клуба любителей древнерусской культуры, который уже более 20-ти лет работает под руководством Никифоровой Ольги Владимировны- удивительного человека и высочайшего профессионала! Уникальный музей во всех смыслах. Экспозиция построена таким образом, что посетитель получает полное представление о древнерусском искусстве, этапах развития иконописи на протяжении веков, ее региональных особенностях. Лекции, занятия в экспозиции и на временных выставках открывают все новые и новые страницы русского духовного искусства. Когда 5 лет назад мы пришли в клуб музея, мы имели минимальное представление и полное отсутствие понимания традиций, смысла величайшего пласта русской культуры. Каждое посещение музея наполняет новым знанием и желанием узнать и увидеть еще больше.желаем музею и семейному клубу дальнейшего развития, процветания и новых любителей древнерусской культуры!
Опубликовано 23 мая 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Елена Викторовн... Д
1 публикация
май 2023 г.
Наша семья уже несколько лет посещает замечательные лекции, которые проводятся в рамах семейного клуба. Хотелось бы выразить благодарность организатору и вдохновителю клуба Никифоровой Ольге Владимировне за лекции по древнерусскому искусству. Она открыла и продолжает открывать нам мир невечернего света русской иконы, организует путешествия и экскурсии, заставляющие совершенно по-новому взглянуть на искусство. Семейный клуб - это радость познания и христианского общения в кругу замечательных людей.
Опубликовано 23 мая 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
ирина м
1 публикация
май 2023 г.
Являясь на протяжении многих лет членом Семейного клуба музея им. Андрея Рублева, хочу поблагодарить его создателя и руководителя Никифорову Ольгу Владимировну за ее влюбленность в свое дело, популяризацию древнерусского искусства, за организацию удивительных по содержанию и проведению лекций. Мы знакомимся с историей, иконографией, архитектурой, рукописным и печатным делом в Древнерусском государстве. Сотрудники музея и приглашенные из других музеев специалисты с большой любовью к своей теме, ее глубоким знанием помогают понять, прожить, полюбить непростую историю нашей страны. Мы проникаемся исконной верой наших дедов на экспозиции и временных выставках, организованных Музеев. Среди членов нашего клуба люди самых разных возрастов —от 14 до 85 лет. Есть, как мы с супругом, семейные пары, есть семьи с подростками, есть люди, приходящие со своими взрослыми родителями, не остаются равнодушными наши сестры или братья. Среди нас есть учителя и врачи, военные и сотрудники СМИ, инженеры и работники библиотек. Полюбив Клуб 20 лет назад, мы остаемся ему верны, и всегда рады новым его членам. ОТ всей души желаю нашему Клубу процветания, новых, влюбленных в историю страны и ее историю членов и новых интересных мероприятий, всегда оставляющих след в наших душах.
Опубликовано 23 мая 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Андрей И
Москва, Россия1 публикация
май 2023 г.
Хочу выразить огромную благодарность всему составу музея имени Андрея Рублева!
С сентября 2022 посещали с ребенком цикл лекций с мастер-классами по теме „Знакомимся с культурой Древней Руси». Занятия проходят по воскресеньям в удобное время ( 13.00) один раз в месяц.
Нам очень повезло попасть в класс Савиной Ольги Анатольевны и Сумериной Натальи Михайловны. Они профессионалы своего дела! На лекциях, которые проходили в экспозициях и лектории, Ольга Анатольевна очень доступно для понимания детей рассказывала весь материал с выделением важных фактов. При этом не перегружала детей сложными терминами. Ребята 8-10 лет очень активно давали обратную связь, отвечали на все вопросы. Сочетание проведения занятий в экспозиции и лектории, а также лекций с мастер-классами - удачное сочетание. Хочется особенно выделить лекции об иконах. Отлично преподнесен материал о сюжетах и основах иконописи, что дает возможность правильно понимать икону. Жаль только не было занятий по иконописи. После лекций проходили мастер-классы по тематике лекций с Натальей Михайловной. Детям очень понравился такой формат, так как они могли переключиться с теории на практику и поработать руками, но при этом закрепить пройденный материал.
Перед началом занятий мы всегда старались посетить действующий храм, который является самым древним в Москве. Здесь всегда можно подать записки и поставить свечи. Также на территории работает кафе-трапезная, где работает отличная команда молодых ребят. Здесь очень уютно , вкусно, а меню очень разнообразное.
P.S. За время посещения цикла лекций познакомились с замечательными детьми и их родителями! Очень надеемся увидеть всех на цикле лекций в следующем учебном году.
С сентября 2022 посещали с ребенком цикл лекций с мастер-классами по теме „Знакомимся с культурой Древней Руси». Занятия проходят по воскресеньям в удобное время ( 13.00) один раз в месяц.
Нам очень повезло попасть в класс Савиной Ольги Анатольевны и Сумериной Натальи Михайловны. Они профессионалы своего дела! На лекциях, которые проходили в экспозициях и лектории, Ольга Анатольевна очень доступно для понимания детей рассказывала весь материал с выделением важных фактов. При этом не перегружала детей сложными терминами. Ребята 8-10 лет очень активно давали обратную связь, отвечали на все вопросы. Сочетание проведения занятий в экспозиции и лектории, а также лекций с мастер-классами - удачное сочетание. Хочется особенно выделить лекции об иконах. Отлично преподнесен материал о сюжетах и основах иконописи, что дает возможность правильно понимать икону. Жаль только не было занятий по иконописи. После лекций проходили мастер-классы по тематике лекций с Натальей Михайловной. Детям очень понравился такой формат, так как они могли переключиться с теории на практику и поработать руками, но при этом закрепить пройденный материал.
Перед началом занятий мы всегда старались посетить действующий храм, который является самым древним в Москве. Здесь всегда можно подать записки и поставить свечи. Также на территории работает кафе-трапезная, где работает отличная команда молодых ребят. Здесь очень уютно , вкусно, а меню очень разнообразное.
P.S. За время посещения цикла лекций познакомились с замечательными детьми и их родителями! Очень надеемся увидеть всех на цикле лекций в следующем учебном году.
Опубликовано 15 мая 2023 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Благодарим за Ваш отзыв! Очень приятно! До встречи в нашем музее в новом учебном году!
Опубликовано 23 мая 2023 г.
Этот ответ является субъективным мнением представителя руководства, а не компании Tripadvisor LLC.
Elena Z
158 публикаций
дек. 2022 г.
6 декабря удалось побывать на выставке «Тверская Атлантида» в Музее имени Андрея Рублевав древнейшем Спасо-Андрониковом монастыре. Сотрудникам музея удалось собрать и сохранить богатейшую коллекцию русского религиозного искусства XII-XX вв. Сама же экспозиция посвящена поездкам в Калининскую (ныне Тверскую область), где были выявлены раннее неизвестные ценные иконы XV-XVI веков, а также более поздние произведения XVII-XVIII веков.
В Советские годы , к сожалению, иконы хранились не достаточно должным образом (им мало уделялось внимания) и их передавали музеям. Сотрудникам попала ценнейшая створка «Царских врат», старая икона начала XV века (документально не было зафиксировано какого именно тверского храма. Была вторая створка, но она списана до того, как памятник поступил в Музей Рублева). В технике ее написания прослеживается самобытно-тверская культура, но не княжеского уровня. А вот более широкую посадскую технику написания можно отследить на выносной двусторонней иконе для крестного хода «Рождество Богородицы», из села Васильевского близ древнего Микулина. Своеобразный колорит, с холодными оттенками в сочетании голубого и алого, здесь присутствует более развитый стиль, который подчеркивает значимость и возвеличивание события «Рождества Богородицы».
Визитной карточкой лучших тверских иконописцев -это выразительность, индивидуальная напряженная характеристика образов, понимание объемов света. У московских же иконописцев все намного мягче, гармоничней, спокойней и лиричней.
Главной отличительной чертой московских иконописцев -отсутствие нарочитости чередования цветов.
Хотелось бы рассказать о редкой иконе новой Петровской эпохи, написанной в
конце XVII – начале XVIII века «Преподобный Симеон Столпник». Икона выполнена в привычном стиле 17-го столетия, где присутствует больше традиционного, склонность к повествовательному (подробное описание каждого события, разложенного на все этапы жизни Симеона). Еще в юности он отправился в монастырь и подвергал себя аскезе (обвязался веревкой под одеждой, за что его выгнали из монастыря. Он нашел высохший колодец со змеями и поселился в нем. Вскоре его вернули в обитель. Уйдя в пустыню Симеон построил себе столп и простоял на нем 25 лет). Все это отображается на иконе с большим количеством клейм со сценами жития в сочетании зеленых и коричневых оттенков, подчеркивающих духовную славу Симеона.
Огромная благодарность куратору Алексею Гульманову за знания и интересную экскурсию.
В Советские годы , к сожалению, иконы хранились не достаточно должным образом (им мало уделялось внимания) и их передавали музеям. Сотрудникам попала ценнейшая створка «Царских врат», старая икона начала XV века (документально не было зафиксировано какого именно тверского храма. Была вторая створка, но она списана до того, как памятник поступил в Музей Рублева). В технике ее написания прослеживается самобытно-тверская культура, но не княжеского уровня. А вот более широкую посадскую технику написания можно отследить на выносной двусторонней иконе для крестного хода «Рождество Богородицы», из села Васильевского близ древнего Микулина. Своеобразный колорит, с холодными оттенками в сочетании голубого и алого, здесь присутствует более развитый стиль, который подчеркивает значимость и возвеличивание события «Рождества Богородицы».
Визитной карточкой лучших тверских иконописцев -это выразительность, индивидуальная напряженная характеристика образов, понимание объемов света. У московских же иконописцев все намного мягче, гармоничней, спокойней и лиричней.
Главной отличительной чертой московских иконописцев -отсутствие нарочитости чередования цветов.
Хотелось бы рассказать о редкой иконе новой Петровской эпохи, написанной в
конце XVII – начале XVIII века «Преподобный Симеон Столпник». Икона выполнена в привычном стиле 17-го столетия, где присутствует больше традиционного, склонность к повествовательному (подробное описание каждого события, разложенного на все этапы жизни Симеона). Еще в юности он отправился в монастырь и подвергал себя аскезе (обвязался веревкой под одеждой, за что его выгнали из монастыря. Он нашел высохший колодец со змеями и поселился в нем. Вскоре его вернули в обитель. Уйдя в пустыню Симеон построил себе столп и простоял на нем 25 лет). Все это отображается на иконе с большим количеством клейм со сценами жития в сочетании зеленых и коричневых оттенков, подчеркивающих духовную славу Симеона.
Огромная благодарность куратору Алексею Гульманову за знания и интересную экскурсию.
Опубликовано 14 декабря 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
М Г
463 публикации
дек. 2022 г.
В старших классах школы я всерьез увлекалась искусствоведением, а в частности - живописью. Я изучала историю живописи, технику письма, краски и т.д. Но никогда не рассматривала иконы как полотна. Не знаю, дело ли в том, что я человек верующий и привыкла видеть их только в церкви и воспринимать их лишь как нечто святое и неприкасаемое, то ли просто не сталкивалась с ними как с произведениями искусства со своей историей. Но 6 декабря я посетила выставку "Тверская Атлантида" в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. И этот вечер стал для меня действительно откровением.
Начну с того, что мне повезло попасть на экскурсию, которую проводил сам куратор этой выставки Алексей Гульманов. Бывают люди, которые буквально живут своим делом, но такой заразительной любовью к своему занятию обладают лишь единицы. Во-первых, он очень понятно рассказывал. Ведь посетителям, не обладающим глубокими познаниями в области иконописи, вполне можно было утонуть в непонятной информации. Но все, что рассказывал Алексей, было доступно для понимания каждому из нас. Во-вторых, он рассказывал интересно. О любой картине говорить можно бесконечно, начиная с ее истории, заканчивая техникой покрытия лаком, впору книгу писать. Однако, Алексею удалось выделить для нас наиболее интересные факты, не перегружая лишней информацией. Это просто верх мастерства, я считаю.
"Тверская Атлантида" - временная экспозиция музея, на которой представлены иконы 15-18 веков из Твери и прилежащих к ней городов - Калязина, Кашина, и даже с земель, вошедших в состав Тверской губернии. Экспозиция выставки построена не по хронологии, как мы привыкли видеть в музеях, а по местам происхождения экспонатов. Я так понимаю, что так намного нагляднее разница между иконами, их особенностями и характерными чертами. Никогда ранее я не видела икон с таким количеством лазурного, изумрудно-голубого цвета, оказывается, это особенность тверской иконописи! На выставке нам показали икону, на которой есть изображение лика Софии Премудрости Божей в виде девушки. Впервые я узнала о сирийском монахе Симеоне Столпнике и увидела редкую житийную икону, то есть икону, на которой в центре изображение святого, а на полях сюжеты из его жития. Обязательно почитайте о нем, очень интересная и весьма необычная история. Оказывается, есть житие и у родителей Богородицы, у которых есть своя чудесная история её зачатия. Интересно, что на иконе изображено небо, символизирующее вселенский масштаб, еврейский персонаж Саваоф - старец, символизирующий Бога-отца, солнце и луна - светила, ставшие свидетелями основных христианских событий. Нам показали иконы из колокольни, которая теперь стала главной достопримечательностью затопленного города Калязина. Поразила меня икона Спаса Эммануила, то есть, Христа в отроческом возрасте. Его лик наделен грозностью и властностью, и одновременно миловидными припухлыми чертами, румянцем, ярко выписанными губами, кудрями. Такое живоподобие формировалось в столичной иконописи. Я знаю очень много, икон Богоматери, но на экскурсии узнала еще об одной - Божией Матери "Живоносный источник", исцеляющей и тело, и душу. Очень мне понравились архаичный образ Святой мученицы Параскевы (Пятницы) на иконе 16 века, Николая Чудотворца на плохо сохранившейся иконе второй половины 15 века, умиротворяющий образ Богородицы с пряжей на необыкновенно нежном голубом фоне спилка с Царских врат 16 века. От них я почувствовала особые тепло и умиротворение. Да простят меня работники музея, но позабавила меня икона со сценой Преображения Господня. Дело в том, что на ней Христос окружен светом, к нему склоняются пророки Илья и Моисей, а трое апостолов были ослеплены и пали ниц. Так вот один - Иаков - из них очень забавно скатывается с холмика головой вниз. Алексей сказал, что это нестандартное изображение. Но более всего меня поразил образ Вергилия (Вердуяша). Эллинских мудрецов написали в качестве дополнительного ряда, под так называемым местным рядом. На этой выставке одно изображение, но найдено уже три из шести, которые будут представлены в марте. Это осмысление общемировой истории и того факта, что и греческие философы подводили к принятию христианства. Узнать о них подробнее вы сможете весной.
Еще очень много интересного я увидела и узнала, но не смогу все рассказать, тем более, так интересно, как Алексей Гульманов. А о таких деталях как сочетание и глубина цветов в росписи в разные века в разных областях Руси, архитектура на иконах, присутствие или отсутствие на иконе ковчега (выемки), разница в написании образов святых (тонкие кисти рук, миловидные черты лица с румянцем и выделенными яркими губами, хорошо прописанные морщины на лице, прописанные складки одежды или динамичные одежды, ширина фигур и пространства между ними, пристально смотрящие глаза и т.д.) говорить вообще можно бесконечно. Просто поезжайте и посмотрите сами, обязательно с экскурсией, это я по собственному опыту рекомендую. Тем более, выставка расположена на очень красивой территории великолепного Спасо-Андроникова монастыря, где находится и постоянная экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, и где расположена трапезная, которую очень рекомендовали работники музея (правда, я предпочла ограничиться духовной пищей, поскольку не была голодна).
Для тех, кто все же не захочет брать экскурсию, есть аудиогид, который вы можете скачать, отсканировав QR-код, только это все равно никогда не сравнится с реальной экскурсией. Всем приятного просмотра!
Начну с того, что мне повезло попасть на экскурсию, которую проводил сам куратор этой выставки Алексей Гульманов. Бывают люди, которые буквально живут своим делом, но такой заразительной любовью к своему занятию обладают лишь единицы. Во-первых, он очень понятно рассказывал. Ведь посетителям, не обладающим глубокими познаниями в области иконописи, вполне можно было утонуть в непонятной информации. Но все, что рассказывал Алексей, было доступно для понимания каждому из нас. Во-вторых, он рассказывал интересно. О любой картине говорить можно бесконечно, начиная с ее истории, заканчивая техникой покрытия лаком, впору книгу писать. Однако, Алексею удалось выделить для нас наиболее интересные факты, не перегружая лишней информацией. Это просто верх мастерства, я считаю.
"Тверская Атлантида" - временная экспозиция музея, на которой представлены иконы 15-18 веков из Твери и прилежащих к ней городов - Калязина, Кашина, и даже с земель, вошедших в состав Тверской губернии. Экспозиция выставки построена не по хронологии, как мы привыкли видеть в музеях, а по местам происхождения экспонатов. Я так понимаю, что так намного нагляднее разница между иконами, их особенностями и характерными чертами. Никогда ранее я не видела икон с таким количеством лазурного, изумрудно-голубого цвета, оказывается, это особенность тверской иконописи! На выставке нам показали икону, на которой есть изображение лика Софии Премудрости Божей в виде девушки. Впервые я узнала о сирийском монахе Симеоне Столпнике и увидела редкую житийную икону, то есть икону, на которой в центре изображение святого, а на полях сюжеты из его жития. Обязательно почитайте о нем, очень интересная и весьма необычная история. Оказывается, есть житие и у родителей Богородицы, у которых есть своя чудесная история её зачатия. Интересно, что на иконе изображено небо, символизирующее вселенский масштаб, еврейский персонаж Саваоф - старец, символизирующий Бога-отца, солнце и луна - светила, ставшие свидетелями основных христианских событий. Нам показали иконы из колокольни, которая теперь стала главной достопримечательностью затопленного города Калязина. Поразила меня икона Спаса Эммануила, то есть, Христа в отроческом возрасте. Его лик наделен грозностью и властностью, и одновременно миловидными припухлыми чертами, румянцем, ярко выписанными губами, кудрями. Такое живоподобие формировалось в столичной иконописи. Я знаю очень много, икон Богоматери, но на экскурсии узнала еще об одной - Божией Матери "Живоносный источник", исцеляющей и тело, и душу. Очень мне понравились архаичный образ Святой мученицы Параскевы (Пятницы) на иконе 16 века, Николая Чудотворца на плохо сохранившейся иконе второй половины 15 века, умиротворяющий образ Богородицы с пряжей на необыкновенно нежном голубом фоне спилка с Царских врат 16 века. От них я почувствовала особые тепло и умиротворение. Да простят меня работники музея, но позабавила меня икона со сценой Преображения Господня. Дело в том, что на ней Христос окружен светом, к нему склоняются пророки Илья и Моисей, а трое апостолов были ослеплены и пали ниц. Так вот один - Иаков - из них очень забавно скатывается с холмика головой вниз. Алексей сказал, что это нестандартное изображение. Но более всего меня поразил образ Вергилия (Вердуяша). Эллинских мудрецов написали в качестве дополнительного ряда, под так называемым местным рядом. На этой выставке одно изображение, но найдено уже три из шести, которые будут представлены в марте. Это осмысление общемировой истории и того факта, что и греческие философы подводили к принятию христианства. Узнать о них подробнее вы сможете весной.
Еще очень много интересного я увидела и узнала, но не смогу все рассказать, тем более, так интересно, как Алексей Гульманов. А о таких деталях как сочетание и глубина цветов в росписи в разные века в разных областях Руси, архитектура на иконах, присутствие или отсутствие на иконе ковчега (выемки), разница в написании образов святых (тонкие кисти рук, миловидные черты лица с румянцем и выделенными яркими губами, хорошо прописанные морщины на лице, прописанные складки одежды или динамичные одежды, ширина фигур и пространства между ними, пристально смотрящие глаза и т.д.) говорить вообще можно бесконечно. Просто поезжайте и посмотрите сами, обязательно с экскурсией, это я по собственному опыту рекомендую. Тем более, выставка расположена на очень красивой территории великолепного Спасо-Андроникова монастыря, где находится и постоянная экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, и где расположена трапезная, которую очень рекомендовали работники музея (правда, я предпочла ограничиться духовной пищей, поскольку не была голодна).
Для тех, кто все же не захочет брать экскурсию, есть аудиогид, который вы можете скачать, отсканировав QR-код, только это все равно никогда не сравнится с реальной экскурсией. Всем приятного просмотра!
Опубликовано 12 декабря 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Вопросов пока нет
Это Ваша страница на Tripadvisor?
Вы являетесь владельцем или управляющим этого объекта? Зарегистрируйтесь бесплатно в качестве владельца объекта, чтобы отвечать на отзывы, обновлять свой профиль и выполнять многие другие действия.
Зарегистрироваться в качестве владельца объектаЦентральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва: лучшие советы перед посещением - Tripadvisor
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: часто задаваемые вопросы
- Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, время работы:
- Пн - Вт 14:00 - 21:00
- Чт - Чт 14:00 - 21:00
- Пт - Вс 11:00 - 18:00
- Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: отели поблизости
- (0.21 км) Андрон Отель
- (0.29 км) Площадь Ильича
- (0.38 км) Капсульный отель Буран
- (0.35 км) Berloga Hostel
- (0.37 км) Hotelchik
- Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: рестораны поблизости
- (0.05 км) Музейное кафе "Трапезная"
- (0.40 км) Джумбус
- (0.22 км) Хлебный Домъ в Андрониках
- (0.29 км) Паб Бостон
- (0.29 км) Пицца на Mарсе