Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище
Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище
Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище
4.5
Полноразмерный просмотр










Поблизости
Адрес
Лучшее поблизости
Рестораны
258 на радиусе 5 км
Достопримечательности
220 на радиусе 10 км
Отправить
4.5
94 отзыва
Отлично
58
Очень хорошо
27
Неплохо
6
Плохо
1
Ужасно
2
ozor_nik
Санкт-Петербург, Россия4 127 публикаций
май 2022 г.
На Торговой стороне города напротив Новгородского Кремля находится Ярославово дворище, которое упоминалось в новгородских летописях в 1113 году как Княжий двор в связи со строительством княжеского храма Николы. Николо- Дворищенский собор, построенный старшим сыном Владимира Мономаха –Мстиславом Великим в 1136 году, был первой каменной постройкой на Торговой стороне. Фасады собора просты и строги, в прошлом он был пятиглавым и высоким, так как культурный слой составляет более 2,5 м. Собор пережил 12 пожаров, множество перестроек, сохранились фрагменты фресок первой половины 12 века. Собор был очень популярен в купеческой и ремесленной среде, т.к. Николай Чудотворец- покровитель путешествующих по водам. Чтобы продолжить восстановление собора потребуется немало сил и средств. Вход в музей -120 руб.
Опубликовано 22 мая 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
𝓝𝓪𝓽𝔂 ® 👑
Москва, Россия112 053 публикации
февр. 2022 г. • С друзьями
Никольский собор построен в 1113 году. В настоящий момент здесь музей, билет стоит 120 руб., вход по коду и паспорту. На минус первом этаже можно увидеть фреску 12 века, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Также организована Выставка картин на православную тему, некоторые работы очень интересные. Персонал дружелюбный, все готовы рассказать и показать. Это место понравилось мне больше всего в Нижнем Новгороде.
Опубликовано 27 февраля 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Andrey Nikonov
Коломна, Россия10 391 публикация
нояб. 2021 г.
Никольский собор является самым древним храмом на Торговой стороне. Построен в 1113-1136 годах. Шедевр архитектуры восстановлен в своем первоначальном виде. Занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга.
Опубликовано 2 февраля 2022 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
npo a
Москва, Россия647 публикаций
авг. 2021 г.
Это первое каменное и самое старое сооружение на торговой стороне, посвященное Святому Николаю Чудотворцу. В соборе в 1990-ые гг. проведены реставрационные работы, финансируемые городами «Ганзейского союза нового времени».
Опубликовано 26 сентября 2021 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Valentin47
Мурманск, Россия15 654 публикации
июль 2021 г.
Странновато выглядящее сочетание архитектурных стилей начала XII века и середины века XIX. Оба раза оказывались рядом с собором в вечеру, когда он был уже закрыт, так что внутрь попасть не удалось. Но вокруг побродили...
Опубликовано 30 августа 2021 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Оксана Ц
Москва, Россия143 публикации
июнь 2021 г. • С друзьями
Именно ради этого, присущего только Новгородской земле, архитектурного стиля стоит обойти город и посмотреть каждый храм!
Опубликовано 15 июля 2021 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Kate L
Санкт-Петербург, Россия20 публикаций
март 2021 г.
Смотрели оба мультимедийных фильма и посетили музей.
Фильмы интересные, к просмотру однозначно рекомендую.
Сам музей совсем небольшой, фрески 12 века очень красивые, но остальная экспозиция - в основном граффити, не могу сказать, что было очень инетесно.
На мой взгляд, цена билетов чуть завышена и не хватает единого билета "оба фильма и музей"
Фильмы интересные, к просмотру однозначно рекомендую.
Сам музей совсем небольшой, фрески 12 века очень красивые, но остальная экспозиция - в основном граффити, не могу сказать, что было очень инетесно.
На мой взгляд, цена билетов чуть завышена и не хватает единого билета "оба фильма и музей"
Опубликовано 29 марта 2021 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Анастасия С
17 публикаций
янв. 2021 г.
Храм не действующий. Что есть:
1) Основная часть храма с фресками XIX века и 3-4 фрагментами фресок XII века.
2) Выставки. Не знаю, временные они или нет. В январе 2021 были фотографии граффити из разных церквей Новгорода, про реконструкцию собора и одного современного художника.
3) 2 фильма (за доп.плату). Оба минут на 20. Один про Ярославово городище, другой про реконструкцию Никольского собора (последний не смогли увидеть, т.к. из-за наплыва посетителей в новогодние и "антиковидных" ограничений на 5 человек в зале крутили только один фильм.
Думаю, что кому интересна история и искусство Средневековья, не пожалеет. Хотя, если на осмотр Новгорода пару дней, то, наверное, до этого собора у Вас руки не дойдут.
1) Основная часть храма с фресками XIX века и 3-4 фрагментами фресок XII века.
2) Выставки. Не знаю, временные они или нет. В январе 2021 были фотографии граффити из разных церквей Новгорода, про реконструкцию собора и одного современного художника.
3) 2 фильма (за доп.плату). Оба минут на 20. Один про Ярославово городище, другой про реконструкцию Никольского собора (последний не смогли увидеть, т.к. из-за наплыва посетителей в новогодние и "антиковидных" ограничений на 5 человек в зале крутили только один фильм.
Думаю, что кому интересна история и искусство Средневековья, не пожалеет. Хотя, если на осмотр Новгорода пару дней, то, наверное, до этого собора у Вас руки не дойдут.
Опубликовано 3 января 2021 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Сорокин Евгений
Великий Новгород, Россия4 776 публикаций
нояб. 2019 г.
Николо-Дворищенский собор был заложенн в 1113 году сыном Владимира Мономаха князем Мстиславом Владимировичем (1075-1132), который был князем Новгородским с 1088 по 1117 годы, а закончен строительством в 1136 году. Собор изначально строился как княжеская церковь, поскольку Софийский собор и Кремль стали к тому времени городским, а не княжеским центром. Княжеским центром была резиденция (двор) князя, которая впоследствии получила название Ярославово дворище.
Противостоянием князя и города объясняется то, что Никольский собор располагается на другом берегу Волхова почти напротив Софийского собора и при его строительстве было использовано много средств и приемов от архитектуры Софийского собора (например, одинаковая высота хоров, наличие пяти куполов). Никольский собор, хотя и существенно меньше по площади, чем Софийский собор, но по высоте они сопоставимы (около 30 метров), но надо учесть, что так называемый культурный слой вокруг Никольского собора сейчас составляет полтора-два метра, поэтому визуально он выглядит ниже, чем был в то время. Кстати, сейчас из-за раскопок возле его стен, когда земля оттуда была удалена, он находится как будто в яме и виден разный уровень глубины апсид и построенных позже притворов.
Николо-Дворищенский собор является вторым по древности каменным храмом Великого Новгорода после Софийского собора. Возведен он в честь Николая Мирликийского, то есть Николая Чудотворца. Дворищенским же собор назван от места, где находится, то есть на княжеском дворе.
Постепенно Никольский собор становится вечевым. С начала 13 века и на протяжении 13-15 веков возле его стен собирается новгородское вече. Тут же на какой-то звоннице находился и вечевой колокол. Однако место, где именно собиралось вече (с какой стороны собора) точно не установлено. Надо отметить, что возле Никольского собора проводилось, скажем так, официальное вече, но в случае кризисов вече оппозиции проводилось возле Софийского собора. В соответствии с распространенной традицией собор давал защиту (право убежища) преследуемым горожанам, которые укрывались в нем.
Первоначально построенный храм был крестово-купольным, четырехстолпным, трехнефным, пятиглавым, трехапсидным с нартексом (притвором). Апсиды очень высокие и поднимаются на всю высоту основного помещения.
Большие по площади хоры находятся в западной части над нартексом с двумя примыкающими к северной и южной стенам частями, вытянутыми к востоку. Считается, что первоначально на хоры попадали через дверной проем во втором ярусе с южной стороны. Либо там была отдельная лестница, либо к нему подходила галерея, ведущая от какого-то княжеского дворца. Следы дворца, правда, до настоящего времени так и не обнаружили. При этом нижний и верхний этажи храма не сообщались, то есть таким устройством здания подчеркивалось особое привилегированное положение князя и его приближенных. Во второй половине 12 века при перестройке в южной части нартекса была устроена винтовая каменная лестница ведущая на хоры, но после появления каменного поэтажного перекрытия в конце 17 века она была разобрана.
За прошедшие более чем девятьсот лет Никольский собор неоднократно перестраивался. Только по сведениям летописей в соборе было около двадцати пожаров.
После пожара в 1462 году, вероятно, появилось межэтажное перекрытие в виде сплошного наката бревен, то есть появилось подцерковье и храм стал двухэтажным.
В 14 веке был возведен северный притвор, где вероятно, в 1440 году устроен придел Варлаама Хутынского. Около 1688 года притвор была разобран.
В середине 16 века в соборе было три придела: Вознесения Господня, Зачатия святой праведной Анны (двусмысленное название!) и Варлаама Хутынского. Первые два располагались на хорах и были освящены в 1528 году. В 1615 году придела Зачатия Анны уже не было, а придел Вознесения упоминается последний раз.
В 1627 году был устроен придел святой Евдокии, вероятно, в честь святой покровительницы Евдокии Лукиановны Стрешневой, жены царя Михаила Федоровича. Где он первоначально располагался, неизвестно, но в середине 19 века этот придел находился в диаконнике.
Собор изначально имел с запада каменную паперть. После галереи Софийского собора это была, вероятно, одна из самых ранних галерей в новгородских храмах. На ее месте после пожара 1462 года была выстроена деревянная паперть.
После сильного пожара в 1679 году вместо сгоревшего деревянного перекрытия в подцерковье устраиваются каменные своды. Сгоревшую западную деревянную паперть сменил новый каменный притвор с папертью. В притворе в 1696 или 1697 году был устроен придел Девяти мучеников Кизических.
Вероятно, после поджара 1679 года или после пожара 1696 года кровля была переделана на четырехскатную, а четыре купола с барабанами разобраны. Собор стал однокупольным и был таким до нашего времени до 1994 года.
До середины 17 века Николо-Дворищенский собор находился в дворцовом ведомстве, после чего был передан в ведомство епархиальное и стал городским собором без прихода.
Западный притвор был перестроен в начале 19 века и в этом виде он сохранился до настоящего времени. Он огромных размеров и шире фасада церкви (выходит за пределы стен). В южной части притвора в 1810 году был переустроен придел Девяти мучеников Кизических, а в северной части в 1811 году вновь устроен придел Варлаама Хутынского, который прежде был в северном притворе. К притвору пристроена паперть.
В 1822 году был возведен ныне существующий северный притвор с фасадом, украшенным миниатюрными ионическими колонами. В 1836-1837 годах собор украшается новой росписью.
Вообще Никольский собор в древности числился как церковь и только в первой половине 17 века был впервые назван собором. Протопоп Никольского собора среди новгородских протоиереев был третьим по значимости после Софийского и Знаменского.
Нет сведений о закрытии Никольского собора после 1917 года. В 1921 году он был действующим. С 1933 года собор стал доступным для посетителей, совместив в себе функции храма и музея. Собор пострадал во время войны в основном в верхней части, но разрушен не был.
В 1945 году храм передали в пользование Православной Церкви. Однако в то же время в подцерковье находился склад, а северная пристройка использовалась под жилье. В сентябре 1962 года Никольский собор как действующий храм был вновь упразднен и передан Новгородскому музею. В нем располагалась экспозиция научно-атеистического отдела музея, а в куполе был планетарий. Кстати, учась в школе, я был в этом планетарии примерно в 1984-1986 году, но помню очень смутно, хотя точно помню, что у меня не возникало ощущения, что это церковь.
Собор в его нынешнем виде представляет собой достаточно эклектичный результат реставрации 1994-1999 годов. Были воссозданы многие первоначальные архитектурные формы собора 12 века. Ему возвратили пять глав, позакомарное покрытие кровли, систему окон и ниш, крещатую форму (крестообразные) четырех колон. Возведены купола сферической формы, при этом в основании куполов и вверху барабанов проходит аркатурный пояс. С другой стороны остались поздние архитектурные формы: наличие церкви и подцерковья, перестроенные хоры, лестница, западная и северная пристройки (притворы). В результате из-за поздних пристроек, которые еще и огромных размеров, внешний вид собора сильно изменился по сравнению с первоначальным и на первый взгляд он не воспринимается как памятник древнерусской архитектуры. Надо вглядываться, чтобы заметить это. Конечно, древнерусский собор с античными колонами и фронтонами притворов, распространенными в 19 веке, выглядит диковато, аляписто и нелепо, но что поделаешь. Пристройкам уже тоже 200 лет и они стала самостоятельными архитектурными памятниками.
Сейчас Никольский собор представляет собой постройку прямоугольной формы, вытянутую с востока на запад за счет огромной пристройки (притвора) с папертью. Само первоначальное строение собора занимает, видимо, площадь в два раза меньшую, чем нынешняя. Северный и южный фасады оканчиваются закомарами и разделены лопатками на четыре части (прясла), три из которых равновеликие, а одна средняя восточная больше по ширине и выше трех других. Западный фасад также оканчивается закомарами и разделен на лопатками на три части, средняя из которых шире и выше двух крайних.
Из-за того, что собор вытянутый, кажется, что он узкий, а поскольку он при этом еще и высокий, создается впечатление, что он как-то неустойчиво установлен на земле, тем более, что вокруг него не ровная площадка, а бугристый газон (еще и перекопанный в результате археологических раскопок). Думается, что вот сейчас собор возьмет и упадет на бок. Вообще внешне кажется, что собор как бы не укреплен в земле, а его просто поставили целиком на землю сверху.
Фрески в соборе, как уже отмечалось, середины 19 века. Они хорошо сохранились и находятся в неплохом состоянии. Старые фрески не сохранились, кроме нескольких фрагментов росписей 12 века. При обнаружении остатков каменной лестницы, ведшей на хоры и разобранной в 17 веке, оказалось, что сохранилась роспись стен рядом с остатками лестницы. Росписи были сделаны, когда еще не было ни лестницы, ни подцерковья, ни межэтажного перекрытия и теперь они в подцерковье.
В соборе сохранился золоченый резной иконостас 19 века, но в нем нет икон, а пустоты закрыты картоном или фанерой, что оставляет несколько странное ощущение, поскольку иконостас не воспринимается в качестве такового. Складывается впечатление, что музей-церковь открыли после какого-то разгрома, не устранив его последствия, когда в разбитые окна вставляют фанерные щиты. Все-таки музею надо было подойти к этой проблеме креативно и заполнить места для икон какими-то их копиями или рисунками для полноты восприятия образа. Кстати, сами иконы не пропали и находятся в Новгородском музее, но в соборе не хранятся из-за невозможности обеспечить им нужный температурный режим.
Никольский собор в настоящее время является музеем. Вход платный по билетам. Строение самого собора представляет собой отдельную экспозицию. Там есть современная железная винтовая лестница, ведущая на хоры, но посетители на хоры подниматься не могут, хотя видно, что хоры красивые и высокие, откуда открывается хороший обзор. В пристройке, где вход, проводятся выставки художников. Есть еще экспозиция для осмотра в подцерковье, то есть надо спуститься вниз. Там как раз находятся сохранившиеся фрески 12 века с остатками каменной лестницы.
Противостоянием князя и города объясняется то, что Никольский собор располагается на другом берегу Волхова почти напротив Софийского собора и при его строительстве было использовано много средств и приемов от архитектуры Софийского собора (например, одинаковая высота хоров, наличие пяти куполов). Никольский собор, хотя и существенно меньше по площади, чем Софийский собор, но по высоте они сопоставимы (около 30 метров), но надо учесть, что так называемый культурный слой вокруг Никольского собора сейчас составляет полтора-два метра, поэтому визуально он выглядит ниже, чем был в то время. Кстати, сейчас из-за раскопок возле его стен, когда земля оттуда была удалена, он находится как будто в яме и виден разный уровень глубины апсид и построенных позже притворов.
Николо-Дворищенский собор является вторым по древности каменным храмом Великого Новгорода после Софийского собора. Возведен он в честь Николая Мирликийского, то есть Николая Чудотворца. Дворищенским же собор назван от места, где находится, то есть на княжеском дворе.
Постепенно Никольский собор становится вечевым. С начала 13 века и на протяжении 13-15 веков возле его стен собирается новгородское вече. Тут же на какой-то звоннице находился и вечевой колокол. Однако место, где именно собиралось вече (с какой стороны собора) точно не установлено. Надо отметить, что возле Никольского собора проводилось, скажем так, официальное вече, но в случае кризисов вече оппозиции проводилось возле Софийского собора. В соответствии с распространенной традицией собор давал защиту (право убежища) преследуемым горожанам, которые укрывались в нем.
Первоначально построенный храм был крестово-купольным, четырехстолпным, трехнефным, пятиглавым, трехапсидным с нартексом (притвором). Апсиды очень высокие и поднимаются на всю высоту основного помещения.
Большие по площади хоры находятся в западной части над нартексом с двумя примыкающими к северной и южной стенам частями, вытянутыми к востоку. Считается, что первоначально на хоры попадали через дверной проем во втором ярусе с южной стороны. Либо там была отдельная лестница, либо к нему подходила галерея, ведущая от какого-то княжеского дворца. Следы дворца, правда, до настоящего времени так и не обнаружили. При этом нижний и верхний этажи храма не сообщались, то есть таким устройством здания подчеркивалось особое привилегированное положение князя и его приближенных. Во второй половине 12 века при перестройке в южной части нартекса была устроена винтовая каменная лестница ведущая на хоры, но после появления каменного поэтажного перекрытия в конце 17 века она была разобрана.
За прошедшие более чем девятьсот лет Никольский собор неоднократно перестраивался. Только по сведениям летописей в соборе было около двадцати пожаров.
После пожара в 1462 году, вероятно, появилось межэтажное перекрытие в виде сплошного наката бревен, то есть появилось подцерковье и храм стал двухэтажным.
В 14 веке был возведен северный притвор, где вероятно, в 1440 году устроен придел Варлаама Хутынского. Около 1688 года притвор была разобран.
В середине 16 века в соборе было три придела: Вознесения Господня, Зачатия святой праведной Анны (двусмысленное название!) и Варлаама Хутынского. Первые два располагались на хорах и были освящены в 1528 году. В 1615 году придела Зачатия Анны уже не было, а придел Вознесения упоминается последний раз.
В 1627 году был устроен придел святой Евдокии, вероятно, в честь святой покровительницы Евдокии Лукиановны Стрешневой, жены царя Михаила Федоровича. Где он первоначально располагался, неизвестно, но в середине 19 века этот придел находился в диаконнике.
Собор изначально имел с запада каменную паперть. После галереи Софийского собора это была, вероятно, одна из самых ранних галерей в новгородских храмах. На ее месте после пожара 1462 года была выстроена деревянная паперть.
После сильного пожара в 1679 году вместо сгоревшего деревянного перекрытия в подцерковье устраиваются каменные своды. Сгоревшую западную деревянную паперть сменил новый каменный притвор с папертью. В притворе в 1696 или 1697 году был устроен придел Девяти мучеников Кизических.
Вероятно, после поджара 1679 года или после пожара 1696 года кровля была переделана на четырехскатную, а четыре купола с барабанами разобраны. Собор стал однокупольным и был таким до нашего времени до 1994 года.
До середины 17 века Николо-Дворищенский собор находился в дворцовом ведомстве, после чего был передан в ведомство епархиальное и стал городским собором без прихода.
Западный притвор был перестроен в начале 19 века и в этом виде он сохранился до настоящего времени. Он огромных размеров и шире фасада церкви (выходит за пределы стен). В южной части притвора в 1810 году был переустроен придел Девяти мучеников Кизических, а в северной части в 1811 году вновь устроен придел Варлаама Хутынского, который прежде был в северном притворе. К притвору пристроена паперть.
В 1822 году был возведен ныне существующий северный притвор с фасадом, украшенным миниатюрными ионическими колонами. В 1836-1837 годах собор украшается новой росписью.
Вообще Никольский собор в древности числился как церковь и только в первой половине 17 века был впервые назван собором. Протопоп Никольского собора среди новгородских протоиереев был третьим по значимости после Софийского и Знаменского.
Нет сведений о закрытии Никольского собора после 1917 года. В 1921 году он был действующим. С 1933 года собор стал доступным для посетителей, совместив в себе функции храма и музея. Собор пострадал во время войны в основном в верхней части, но разрушен не был.
В 1945 году храм передали в пользование Православной Церкви. Однако в то же время в подцерковье находился склад, а северная пристройка использовалась под жилье. В сентябре 1962 года Никольский собор как действующий храм был вновь упразднен и передан Новгородскому музею. В нем располагалась экспозиция научно-атеистического отдела музея, а в куполе был планетарий. Кстати, учась в школе, я был в этом планетарии примерно в 1984-1986 году, но помню очень смутно, хотя точно помню, что у меня не возникало ощущения, что это церковь.
Собор в его нынешнем виде представляет собой достаточно эклектичный результат реставрации 1994-1999 годов. Были воссозданы многие первоначальные архитектурные формы собора 12 века. Ему возвратили пять глав, позакомарное покрытие кровли, систему окон и ниш, крещатую форму (крестообразные) четырех колон. Возведены купола сферической формы, при этом в основании куполов и вверху барабанов проходит аркатурный пояс. С другой стороны остались поздние архитектурные формы: наличие церкви и подцерковья, перестроенные хоры, лестница, западная и северная пристройки (притворы). В результате из-за поздних пристроек, которые еще и огромных размеров, внешний вид собора сильно изменился по сравнению с первоначальным и на первый взгляд он не воспринимается как памятник древнерусской архитектуры. Надо вглядываться, чтобы заметить это. Конечно, древнерусский собор с античными колонами и фронтонами притворов, распространенными в 19 веке, выглядит диковато, аляписто и нелепо, но что поделаешь. Пристройкам уже тоже 200 лет и они стала самостоятельными архитектурными памятниками.
Сейчас Никольский собор представляет собой постройку прямоугольной формы, вытянутую с востока на запад за счет огромной пристройки (притвора) с папертью. Само первоначальное строение собора занимает, видимо, площадь в два раза меньшую, чем нынешняя. Северный и южный фасады оканчиваются закомарами и разделены лопатками на четыре части (прясла), три из которых равновеликие, а одна средняя восточная больше по ширине и выше трех других. Западный фасад также оканчивается закомарами и разделен на лопатками на три части, средняя из которых шире и выше двух крайних.
Из-за того, что собор вытянутый, кажется, что он узкий, а поскольку он при этом еще и высокий, создается впечатление, что он как-то неустойчиво установлен на земле, тем более, что вокруг него не ровная площадка, а бугристый газон (еще и перекопанный в результате археологических раскопок). Думается, что вот сейчас собор возьмет и упадет на бок. Вообще внешне кажется, что собор как бы не укреплен в земле, а его просто поставили целиком на землю сверху.
Фрески в соборе, как уже отмечалось, середины 19 века. Они хорошо сохранились и находятся в неплохом состоянии. Старые фрески не сохранились, кроме нескольких фрагментов росписей 12 века. При обнаружении остатков каменной лестницы, ведшей на хоры и разобранной в 17 веке, оказалось, что сохранилась роспись стен рядом с остатками лестницы. Росписи были сделаны, когда еще не было ни лестницы, ни подцерковья, ни межэтажного перекрытия и теперь они в подцерковье.
В соборе сохранился золоченый резной иконостас 19 века, но в нем нет икон, а пустоты закрыты картоном или фанерой, что оставляет несколько странное ощущение, поскольку иконостас не воспринимается в качестве такового. Складывается впечатление, что музей-церковь открыли после какого-то разгрома, не устранив его последствия, когда в разбитые окна вставляют фанерные щиты. Все-таки музею надо было подойти к этой проблеме креативно и заполнить места для икон какими-то их копиями или рисунками для полноты восприятия образа. Кстати, сами иконы не пропали и находятся в Новгородском музее, но в соборе не хранятся из-за невозможности обеспечить им нужный температурный режим.
Никольский собор в настоящее время является музеем. Вход платный по билетам. Строение самого собора представляет собой отдельную экспозицию. Там есть современная железная винтовая лестница, ведущая на хоры, но посетители на хоры подниматься не могут, хотя видно, что хоры красивые и высокие, откуда открывается хороший обзор. В пристройке, где вход, проводятся выставки художников. Есть еще экспозиция для осмотра в подцерковье, то есть надо спуститься вниз. Там как раз находятся сохранившиеся фрески 12 века с остатками каменной лестницы.
Опубликовано 22 октября 2020 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Zamorsky
Минск, Беларусь998 публикаций
сент. 2020 г.
Вход платный, недорого. В период эпидемии - строго в маске. Вам понадобится 5-7 минут: посмотреть на две-три очень древние фрески, на хулиганские средневековые граффити, на фото старого Новгорода. Если это вам неважно - не тратьте время!
Опубликовано 11 сентября 2020 г.
Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Вопросов пока нет
Нашли неточность или хотите что-то добавить?
Внесите правки, чтобы улучшить наш каталог.
Редактировать объект каталогаСобор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище, Великий Новгород: лучшие советы перед посещением - Tripadvisor
Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище: часто задаваемые вопросы
- Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище: отели поблизости
- (0.08 км) Рахманинов отель
- (0.11 км) Хостел "Ярослав"
- (0.25 км) Бутик-отель Трувор
- (0.20 км) Амакс отель Россия
- (0.21 км) Гостиница Ганза
- Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище: рестораны поблизости
- (0.11 км) Джаз&Блюз Лофт Бар
- (0.10 км) Кафе Jazz&Blues
- (0.10 км) Кафе ОГУРЕЦ
- (0.18 км) НАШЕ кафе
- (0.24 км) Дом Берга