Самое сильное впечатление Pantheon (Пантеон) производит, если подойти к нему сзади или сбоку. И тогда вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны будут мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами. Именно здесь в двухтысячелетний возраст этого коренастого сооружения и начинаешь верить. Августов зять Марк Випсаний Агриппа заложил тут храм всех богов в 27 году до н.э. правда, то, первое, здание, было квадратным. А круглым Пантеон стал уже при Адриане (118-126 гг.). Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнили землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись «M. AGRIPPA I.F. COS. TERTIUM FECIT»(“Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал”), Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать её себе - и в считаны минуты внутри храма стало пусто и чисто. Впрочем эту легенду могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролёт за измерениями в надежде по постичь секрет купола. Дожить до начала Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 609 году даровал здание Папе Бонифацию IV. Папа немедленно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан, а императору в благодарность поставил на Форуме колонну. Позднейшие понтифики на все лады пытались приручить языческое здание - Урбан VIII даже велел Бернини пристроить по краям фронтона пару колоколен, но идея оказалась крайне неудачной, конструкцию обозвали «ослиными ушами» и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее наконец не снесли. Тот же Урбан повелел пустить бронзовые украшения фронтона на балдахин в Сан-Пьетро. Церковь здесь действует до сих пор. Прикольно то, что при желании тут можно даже обвенчаться с видом на скромную могилу Рафаэля и пышные надгробия первых итальянских королей - Виктора Эммануила и его сына Умберто. Раньше монументов было больше, рядом с Рафаэлем желали покоиться едва ли не все художники Рима. В какой-то момент Папе Пию VII пришлось даже расчистить место, отправив часть бюстов в музей на Капитолий (оставили - Бальдассаре Перуцци, Аннибале Караччи и композитора Корелли). Но самое интересное здесь, не памятники, сколько бы их ни было, а купол.☝️Высота его равна диаметру - 43,44 метра и в интерьер храма можно вписать идеальную сферу. Изнутри видно, что фонаря, как в позднейших христианских храмах, у купола нет. В самом центре находится ничем не прикрытая дыра, под которой во время дождя скапливается довольно внушительная лужа. Зато в любое другое время световые эффекты - просто потрясающие.👍 Особенно завораживает зрелище крутящихся в водовороте света снежинок - если вас в Риме вдруг застигнет снег❄️❄️❄️, хватайте фотоаппарат и стремглав в Пантеон. Интересный факт, существует легенда, что в оригинальной версии никакого отверстия в куполе не предусматривалось и его якобы пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.🤣И последнее, самый надежный способ попасть к Пантеону, не слишком долго плутая по переулкам, это свернуть с Via Corso, 305 за Palazzo Doria Pamphilj, а далее прямо, не промахнётесь.☝️