Милан наша тургруппа посетила 5 мая 2018 года в туре «По следам Леонардо да Винчи»
«Конь Леонардо да Винчи» - завершённое, утраченное в XV веке и воссозданное в конце ХХ - начале XXI века крупное скульптурное изображение коня работы Леонардо да Винчи, предназначавшееся для конной статуи миланского герцога Сфорца.,
«Конь Леонардо» – одна из самых популярных скульптур Милана. Ее история начинается с 1482 года, когда богатый герцог Людовико Сфорца в память об отце Франческо заказал Леонардо да Винчи самую большую в мире скульптуру лошади. Получив от Сфорца задаток, Да Винчи со свойственной ему ответственностью и старанием принялся за изучение анатомии лошадей в герцогских конюшнях. Зарисовывались отдельные части тела самых красивых экземпляров с пометками вроде «Морель Флорентийский огромен и обладает красивой шеей с довольно красивой головой». Над проектом Леонардо работал 10 лет, посещая самые элитные конные дворы, делая зарисовки, смотрел на существующие конные статуи.
Конструкция должна была получиться монументальной, так как высота вздыбленного скакуна должна была достигать семи метров.
На то время это был колоссальный по сложности замысел, даже для великого Леонардо. Конь да Винчи должен был расположиться на площади пред замком Сфорца, там, где сейчас находится красивый фонтан «Свадебный пирог». Проект был усложнён Леонардо необычной и трудно осуществимой композицией с наездником, готовящемся сокрушить распластавшегося на земле врагаю
В 1493 году на суд восхищенной публики выставили глиняную модель в натуральную величину. Коня установили именно в том месте, где должна была быть установлена в последствии вся статуя со всадником
Оставалось только залить статую бронзой, которой требовалось около 100 тонн. Бронза на данный проект была, но она была потрачена на пушки для обороны герцогства от французского нашествия под предводительством Людовика XII. Леонардо подобным расточительством оскорбился и удалился в Мантую. А лошадь осталась в замке Сфорца, где вскоре стала мишенью в тренировках по стрельбе у французских солдат, отличавшихся завидной меткостью. Скульптура была уничтожена французскими солдатами в 1499 году.
Начиная со второй половины XX века в США и Италии было предпринято и реализовано несколько попыток воссоздания модели и отливки по ней статуи коня, но они не увенчались успехом.
Только в 1977 году американец Чарльз Дент, коллекционер произведений искусства и поклонник скульптуры, решил воплотить в жизнь замысел Да Винчи и начал сбор необходимых средств. За 15 лет было пожертвовано 2,5 миллиона долларов. К сожалению, сам меценат не дожил до завершения строительства. В 1994 году Дент умер, так и не увидев завершённую статую, работе по созданию которой отдал последние 17 лет своей жизни, а организацию возглавил его племянник Питер Дент. И не видать бы Милану лошади Леонардо, если бы некий состоятельный владелец сети супермаркетов в Мичигане Федерик Мейер не согласился финансировать проект. С одним условием – лошадей должно было появиться две: одна для итальянцев, а другая для самого Мейера. Американский миллионер, как выяснилось, собирал коллекцию копий известных мировых скульптур в своём саду, и как раз лошадки там для достижения полной гармонии и не хватало.
Новую глиняную модель для отливки создала приглашенная организацией скульптор Нина Акаму. По истечении пяти веков с момента возжелания Людовиком Сфорца в Милане была установлена наконец лошадь Леонардо.
Торжественное открытие монумента состоялось в сентябре 1999 года на ипподроме Сан-Сиро в Милане. Конь да Винчи стоит на двух конечностях и как бы парит в воздухе. Каждая мышца, каждый рельеф отчетливо виден. При этом скульптура весит 13 тонн, а высота 7, 5 метров без пьедестала. Одним словом, это – шедевр Леонардо.