Согласитесь, название культового сооружения «Церковь Мадонны в Саду» уже само по себе боголепно и настраивает на эдакий мажорно-душевный лад. И вот такое удивительное уже своим «именем» сооружение я отыскал в венецианском районе Каннареджо. В этот приезд местом моего «бивака» был скромный отель «Antica Locanda Montin» на противоположном краю «рыбы»-Венеции.
Ещё в своё первое посещение города крылатого льва Святого Марка я, разглядывая карту Венеции, обратил внимание на то, что она, да простят меня венецианцы, очень похожа на «рыбу»: Санта-Кроче - голова, Сан-Поло и Сан-Марко – «туловище», Дорсодуро - брюшко, Джудекка - нижний плавник, Каннареджо - верхний плавник, Кастелло - хвост.
Так вот, мой отель находился в «брюшке», а искомый объект - на «верхнем плавнике».
Поэтому пилить пешкодрала из точки А в точку Б было непросто (спасибо навигатору!!!): кажется, просто нескончаемой лабиринт улиц; реально куча мостов-мостиков, чьи названия перепутались в памяти уже после третьего; множество архитектурных интересностей, заставляющих тебя сбиваться с размеренного шага скаутов Селуса, неожиданно оказавшихся в городских «джунглях»...
Вобщем - ВСЕГО два с половиной километра и 40 минут бодрым маршем (так я ещё и останавливался по ходу движения на всякие красивости). Но!!! Ребята, когда я, уже немного отчаявшийся отыскать искомое в «паутине» улиц и каналов Венеции, таки добрёл до каннареджевской Campo della Madonna dell'Orto, то понял - вот он, счастье туристическое!!! И усталость ушла, и бодрость духа вернулась, и дорога показалась не такой уж сложной... А всё почему?
Да просто посмотрите мои фото и вы поймёте охватившее меня чувство восторга!!! Да, есть храмы... А есть ХРАМЫ!!! Те самые сакралы заглавными буквами, увидев которые ты понимаешь - красота и вера неразделимы... В моём личном активе не одна сотня культовых сооружений многих городов и стран. Но вот церковь Мадонна-дель-Орто - она «цепляет» с первого взгляда...
«Цепляет», чтобы навсегда остаться в вашей душе и памяти... С готикой в Венеции (в отличие от ряда не менее известных итальянских городов) всё, как говорится, «пучком». И Chiesa della Madonna dell'Orto - один из шикарных образчиков этого архитектурного стиля.
Полюбуйтесь на фасад сакрала: буквально всё - два высоченных готических окна слева-справа от входя; изящные, словно выточенные из слоновой кости пять башенок на вершине (ну, чем не легендарные пинакли?); огромное круглое окно по центру (понятное дело, что не классическая «роза», но близко к этому!!!); оригинальное обрамление портала с килевидным завершением (голимый вимперг!!!), аркатурные ниши с трифолиями etc. - прямо намекает на XV век.
Не поленился, заглянул в Википедию - и точно, время возведения фасада храма - 1460-1464 годы. Да и имя мастера - венецианского архитектора и скульптора итальянского Проторенессанса Бартоломео Боно ди Джованни - говорит об этом же. Есть, правда, одна архитектурная особенность - оригинальное двухцветное решение фасада (мастерами-строителями использовались красный кирпич в качестве основы и белый известняк для декора).
Некоторые трэвэломаны, правда, полагают, что всё это не столь интересно – ведь потому что главное, по их мнению, - это творения Якопо Робусти (которого мы с вами знаем под прозвищем «Тинторетто»), выдающегося живописца венецианской школы позднего итальянского Возрождения и маньеризма, жившего где-то рядом, ходившего в этот храм к обедне и, в конце концов, нашедшего свой последний приют на почетном месте справа от главного алтаря.
Не буду спорить - на вкус и цвет все фломастеры разные, как говорится... Кстати, с названием «Церкви Мадонны в Саду» тоже не всё так просто. Ведь предтеча сакрала, возведённая в далёком 1350 году членами congregazione degli Umiliati (Конгрегации «Униженных» - религиозного ордена, пришедшего из Александрии), была освящена в честь Бога, Пресвятой Богородицы и Святого Христофора.
Последний - покровитель путешественников и паромщиков, и выбор именно этого святого, вероятно, был связан с местом нахождения храма: острова, лагуна, море... В 1414 году сакрал был официально переосвящён и с этим связана очередная легенда. Если вкратце: скульптор Джованни Де Санти; отвергнутая заказчиком скульптура сидящей Мадонны с Младенцем; «сад/огород» (по-итальянски «orto»), в котором она тихо-мирно стояла какое-то время; всяко разно чудеса, особая благодать да исцеления...
Красивая легенда!!! И, как следствие, скульптура «переехала» ко входу в правую от главного алтаря капеллу, а храм быстренько переосвятили. И ещё одна интересности этого храма, на которую мало кто обращает внимание - кампанила, возведённая в 1332 году и перестроенная спустя 171 год. Её завершение и купол вам ничего не напоминают? Тогда вы, видимо, не бывали в Мюнхене...
В противном случае вы бы сразу узнали «welschen Hauben» - «валлийские капюшоны»!!! Те самые, которые вы можете лицезреть на вершинах двух башен мюнхенской церкви Фрауэнкирхе!!! Про Chiesa della Madonna dell'Orto я мог бы писать до бесконечности... Но!!! Поверьте на слово - лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать...
И, прощаясь с этим удивительным венецианских храмом, невольно вспомнил строки Саши Чёрного, которые хоть и посвящены другому итальянскому городу, как нельзя лучше передавали мои мысли и чувства:
«В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...».
Рекомендую!!!