Чтобы там не говорили, а огромный урбанистический «пятак», заключённый в «рамку» улиц Варварки и Ильинки, а также двух переулков – Хрустального и Рыбного, можно смело назвать старейшим торжищем Первопрестольной. После того, как в 1493 году Иван III Васильевич запретил держать торговые лавки в Кремле, именно сюда переместилась московская торговля. Так последняя, по мнению властей, требовал определённой регламентации, вместо лавок на «кресцах» (пересечениях улиц и переулков) на Ильинке был обустроен первый гостиный двор.
Уже само название объекта КаГБэ намекало, что он создан для «гостей», то есть иногородних торговцев. Во-первых, это позволяло последним где-то обустроиться, проживать, хранить товар. Во-вторых, такая «новелла» позволяла упорядочить процесс сбора мыта (таможенных пошлин). Все источники в качестве отправной точки создания первого Московского гостиного двора ссылаются на «Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна, имевшего честь посетить Первопрестольную в 1517 и 1526 годах: в них дипломат Священной Римской империи упоминает про «предтечу» нынешнего Гостиного двора, располагавшегося поблизости от Кремля.
Рост товарооборота России с зарубежьем объясняет динамику роста торговых площадей: ко второй половине XVII века двор уже занимал целый квартал между Ильинкой и Варваркой. Его возведение шло под «присмотром» купца и думного дьяка Аверкия Кириллова. Ожидаемо, уже через столетие эти постройки столь обветшали, что стали создавать угрозу своей пожароопасностью и угрозой обрушений. Так оно и вышло: в 1786 году часть построек рухнула, причём с человеческими жертвами. И вот тогда мудрая императрица Екатерина II пошла по пути сдачи в аренду земельного участка для постройки нового Гостиного ряда группе купцов-застройщиков.
Самой же самодержицей был выбран и проект сооружения, автором которого был едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре того времени Джакомо Антонио Доменико Кваренги, архитектор и рисовальщик итальянского происхождения. Так как зодчий жил и творил в Санкт-Петербурге, он ожидаемо не учёл особенности рельефа и грунта участка, планируемого к застройке комплексом Гостиного двора. В данной связи кваренгиевский проект был адаптирован к московским «реалиям» уже русскими зодчими Семёном Антоновичем Кариным (ученик таких известных архитекторов, как Иван Фёдорович Мичурин и Василий Иванович Баженов) и Иваном Андреевичем Селеховым (помощник не менее известного гуру от архитектуры Матвея Фёдоровича Казакова).
Общая идея господина Кваренги московскими мастерами была сохранена, при этом, с учётом покатости склонов с севера на юг конструкция здания была изменена (его возвели уступами, частично отказавшись от коринфского ордерного решения в пользы тосканского). По сохранившимся изображениям возведённого, в целом, к 1805 году, Гостиного двора можно сделать вывод, что это была постройка в традициях классического палладианства. Ну, а как иначе? Ведь Джакомо Кваренги был поклонником творчества Андрея Палладио и многие идеи черпал из трактата последнего «Четыре книги о архитектуре». Увы, французское нашествие 1812-го, захват войсками Наполеона Москвы, пожары и разрушения коснулись и Гостиного двора: «подшаманенный» уже при императоре Александре I, он к 1825 году окончательно пришёл в архитектурный «упадок».
И тут «на сцене» появляется известный любителям архитектуры легендарный «восстановитель Первопрестольной» Осип Иванович Бове!!! Благодаря архитектурному гению последнего мы с вами сейчас можем любоваться шикарным образцом одной из главных «Мекк» русского ритейла!!! Да, чтобы вы понимали: то, что вышло из-под «кульмана, рейсфедера и карандаша» товарища Бове – это лишь часть нынешних Гостиных рядов, которую называют «Старым». Дело в том, что спустя десять лет рядом с ним появилось ещё одна постройка – Новый Гостиный двор, которую от Старого отделяет узенькая «ниточка» Рыбного переулка.
Кстати, как ни странно это прозвучит, имя творца Нового двора история не сохранила. Мне лично Гостиный двор (особенного его «Старая» часть) очень понравился, особенно его аркады, которые украшены полуколоннами ионического ордера: с одной стороны, они подчёркивают визуальную лёгкость сооружения, с другой – кажется, тянутся в бесконечность... Не пропустите!!!