10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года в 14.45 перестало биться сердце Александра Пушкина и Жуковский остановил часы в квартире на Мойке. 10 февраля 2023 года в 14.45 в музее Александра Сергеевича Пушкина на Пречистенке была объявлена минута молчания.
А затем, в день памяти, конечно же зазвучали стихотворения любимейшего поэта России. Их читали и Народный Артист Авангард Леонтьев, и московская школьница Николь Плиева, и гость из далекой Африки, где нашего Пушкина считают своим.
Но центральным событием этого дня на этот раз оказался концерт Минин-Хора "Приношение Пушкину".
Если бы вы видели, сколько людей собралось 10 февраля 2023 года в Атриуме главного здания музея, чтобы услышать один из самых знаменитых хоровых коллективов России. Буквально яблоку было некуда упасть.
Мы услышали фрагменты знаменитого Концерта для хора "Пушкинский венок", крупного по масштабам и многогранного по содержанию произведения Георгия Свиридова. Дирижировал художественный руководитель Минин-хора Тимофей Гольберг.
С "Зимнего утра", утра дня, утра года, утра жизни началось плетение "Пушкинского венка". В нем части соседствовали друг с другом в контрастах настроений и состояний: за радостью и светом "Зимнего утра" следовала печаль и одиночество "Колечушка-сердечушка", затем зазвучала светлая восторженность "Мери", а после нее наполненное глубоким подтекстом "Зорю бьют…", в котором столкнулись настоящее и прошедшее, воспоминания и трагические предчувствия, реальность и символика. Певцы Минин-Хора исполнили акапелла разноликие, сплетенные в пестрый венок части Концерта Свиридова и объединили их одним основным чувством - гармонией. В звучании хора мы услышали разные оттенки любви: от нежного юношеского чувства в "Наташе", до застольной в честь возлюбленной Мери. Всё подавалось на контрастах: сияние утра "Зимнее Утро" перетекало в сумрак ночи "Восстань, боязливый…". А как прекрасно было исполнено "Эхо" с эффектом двойного отзвука, доносящегося из-за кулис, где постепенно нарастающее полнозвучие хора сменилось одиноким соло в конце.
Во втором разделе программы звучали романсы русских композиторов на стихи Пушкина в исполнении солистов Минин-Хора.
В "Адели" Глинки Маргарита Ожерельева заворожила слушателей танцевальной стихией польки. Олег Куликов спел единственный "пушкинский" романс Чайковского "Соловей" на слова из "Песен западных славян". Мария Мерцева нарисовала акварельный, выразительный звуковой пейзаж в романсе "Редеет облаков летучая гряда" Римского-Корсакова.
Один из лучших романсов Даргомыжского "Ночной зефир" в исполнении Ивана Баланова оказался замечательной, романтической зарисовкой из испанской жизни. А самый популярный как во времена поэта, так и теперь романс Верстовского "Цыганская песня" наполнила необузданной энергией и огромной внутренней силой Ксения Нейла. Ария Алеко из оперы Рахманинова в исполнении Ивана Щербатых прозвучала достойной отповедью Земфире.
В заключении второй части концерта Минин-Хора Вероника Погребная-Ляликова покорила слушателей найдя новые краски в романсе Рахманинова "Не пой красавица".
Выступления солистов сопровождала концертмейстер Елена Ильина.
В третьей части концерта "Пушкинский венок" замкнулся: прозвучали "Наташа", "Восстань боязливый…", и наконец загадочная "Стрекотунья, белобока". В которой и в словах, и в музыке слышатся таинственность, недосказанность, неясные шорохи, стуки, вскрики, легкое метельное кружение. Необычное звучание хора имитировало стук барабанчика и колокольчик, рисовало разноголосую, живую и в то же время подернутую дымкой нереальности картину.
Восхищенные слушатели долго не отпускали певцов Минин-Хора со сцены, устроив им настоящую овацию. Один из самых знаменитых хоровых коллективов России в очередной раз продемонстрировал нам свое филигранное мастерство.