Для меня стала большой радостью постановка «Великого Гэтсби» театром «Нуар» центра Михаила Чехова под руководством Владимира Байчера. И, конечно, я не могла пропустить эту премьеру, которая проходила в театре "Градский холл"!
В постановке был использован прием ретроспекции, и спектакль начался с самой душераздирающей сцены – автомобильной аварии. Интересной режиссерской находкой стало сквозное действие судебного разбирательства, которого не было в тексте. Суд является неким катализатором, через который проходят все герои, и позволяет понять сущность каждого из них.
За минималистичной сценографией (несколько стульев да дверной проём, завешанный жалюзи) скрывались трагические перипетии. Удивило, что на первый план режиссер выставил историю Миртл Уилсон, а не любовную линию заглавного персонажа. Кстати, Гэтсби в исполнении Александра Аладышева появился лишь в середине второго акта.
Судебные сцены перемежались танцевальными номерами и вокалом Мари Ануар под аккомпанемент гитары Эдуарда Двухименного. С одной стороны, это разбавляло действие и снижало психологический накал, а с другой – наводило на мысль, что герои тщательно маскируют свои душевные переживания за показной мишурой. Были между эпизодами и мультимедийные вставки с асмр-вкраплениями - слишком затянутыми, иногда странными и не всегда оправданными. Актеры, занятые в спектакле – молодые выпускники театрального института – яркие, пластичные. Больше остальных впечатлил Янис Политов, хоть он и играл второстепенного персонажа (грека). Хореография и костюмы – на высоте, точное попадание в исторический контекст. Я любовалась аутентичными платьями и прическами. Отмечу бережную работу с первоисточником, внимание к деталям (порадовали гортензии в доме Ника – все в точности по тексту).
А теперь практические советы. Зрителю, не знакомому с произведением, будет довольно сложно разобраться в перипетиях сюжета из-за нелинейного повествования. Поэтому есть смысл перед спектаклем посмотреть хотя бы фильм, а лучше - прочесть роман.
В театре «Градский холл», где идет постановка, странная нумерация рядов (партер начинается со второго ряда). Это создаёт изрядную путаницу и задерживает начало спектакля. Идеально выбирать с 6 по 9 ряд партера, либо амфитеатр и боковые ложи. Первые ряды неудобны, потому что придётся задирать голову (сцена довольна высокая).
В целом, мне понравилась постановка. В этой истории все несчастны, и нет ни одного счастливого. Каждый персонаж живёт в соответствии со своим представлением о чести и достоинстве. Увиденное позволило погрузиться в «эпоху джаза» и пережить вместе с героями все сюжетные коллизии.