Об истории Донского монастыря, что скромно векует свой очередной век в «рамке» урбанистического «пентагона», образованного Донской улицей (две стороны), 1-ым Донским проездом, Дальним переулком и южной монастырской стеной, отделяющей обитель от Донского кладбища, написано немало. Поэтому я позволю себе уйти от копипасты расхожей инфы и попытаюсь рассказать о собственных впечатлениях от увиденного. Последний день августа 2024-го, на который как раз припадало моё знакомство с Донским монастырём, не задался с самого утра.
Начало трипа этого дня выпало на прогулку по ВДНХ, где нас периодически накрывал тёплый и грибной, но, отнюдь, не любимый городскими трэвэломанами, мелкий дождик. Наконец, бросив через плечо «Бывай, ихтиандр!» творению Вячеслава Олтаржевского «сотоварищи», занырнули в подземку и отправились в направлении станции метро «Ленинский проспект». В планах было знакомство с Нескучным садом, из которого я затем планировал перебраться на другую сторону всё того же проспекта, носящего имя вождя мирового пролетариата, чтобы без суеты «окунуться» в боголепную ауру Донской обители.
Но, увы, видимо «небесная канцелярия» в тот день была не в духе: при выходе из метро нас опять накрыл приличной силы дождик. Болтаться по парку под низвергающимися с небес струями, пускай даже под зонтом - то ещё удовольствие. Поэтому, «ломая» планы, сразу двинули в монастырь - там, по опыту предыдущих обительных трэвэлов, хотя бы крыша над головой имеется... И трапезная монастырская с вкусняшками за смешные деньги... От станции метро мы бодро дошагал минут за 15 «чапыжами». Вообще-то, если вы таки решите посетить Донской монастырь и «колёс» у вас нет, то, как мне кажется, удобнее добираться до него от станции метро «Шаболовская» - там идти минут на 5, как минимум, короче. И так, миновав Донской сквер, вышли на улицу Стасовой - именно с неё открывается шикардосный вид на западные ворота с обустроенной над ними церковью Захарии и Елисаветы под колокольней. Увы, сооружение пребывало в стадии активного ремонта, в связи с чем было затянуто строительной сеткой.
Пока мы тусили в арке ворот (там я на мобильный зафотал настенную живопись), дождь почти сошёл на нет и стало возможным «расчехлить» верный фотик. Что расстроило: бОльшая часть монастырской территории закрыта для посещения. Фактически нашему брату-пилигриму доступен лишь небольшой «пятак», по большей части - в её центре, на котором вам соизволят разрешить познакомиться с Большим и Малым соборами Донской иконы Божией Матери да с монастырские некрополем, расположенным в юго-восточном углу. Вся остальная территория закрыта для трэвэломанов. В моём активе не один десяток русских монастырей, в каждом из них есть «зоны», разрешенные для посещения только насельниками. Но Донской в этом плане «переплюнул» всех и вся: по моим прикидам, лишь четверть территории обители открыта для посещения неинокам. Обидно...
В конце концов, в чужой монастырь со своим уставом не ходят... А ведь там, на «запретке», есть интересные культовые сооружения, которые даже рассмотреть толком из-за густой зелени монастырских садов затруднительно... Пришлось довольствоваться малым. О своих впечатлениях от знакомства с обоими упомянутыми выше сборами, а также церквями Архангела Михаила, преподобного Александра Свирского и преподобного Иоанна Лествичника я расскажу в отдельных постах. А сейчас хотел бы остановиться на теме фортификации.
Да, вы не ослышались: изучение доступных элементов периметрального ограждения Донского монастыря заставляет задуматься: а обитель ли перед нами в её чисто сакральном виде? И вы знаете, прогулка вдоль прясел стен и «связывающих» последние башен, всё больше и больше подтверждает мои предположения о том, что перед нами не просто кучка храмов, обнесенных пусть высоким и каменным, но «забором», а реально настоящая фортеция!!! Интересовавшиеся историей иночества России прекрасно знают, что очень часто поселения монахов/монашек, вынесенные за пределы стен города, превращались в те самые передовые «узлы обороны», в своеобразные сакральные «форты», игравшие роль долговременных фортификационных укреплений на ближних либо дальних подступах к посадам и кремлям. Историки утверждают, что идея создания укреплений впереди крепостной ограды на господствующих высотах принадлежит Марку Рене, маркизу де Монталамберу, французскому военному инженеру, дивизионному генералу и теоретику фортификационной науки конца XVIII века.
Не смешите мои копыта!!! Ничуть не умаляя заслуги Его Сиятельства (он действительно придумал замену бастионов тенайями, орудийные башни и/или редуты впереди основной линии обороны, установку орудий в многоэтажных каменных казематах, оборону рвов капонирами etc.), позволю себе утверждать, что «выносные» мини-крепости были придуманы на Руси ещё за три столетия до появления идей маркиза де Монталамбера. И этими выдвинутыми «фортами» были именно монастыри. Уже после Батыева нашествия Москва «обзавелась» целым поясом из таких обителей-фортов, который, как подсказывает история, реально работал.
И появившейся на свет Божий в конце XVI века Донской монастырь, «обросший» с годами крепостными ништяками, как раз и был одним из звеньев «вокругмосковской» фортификационной линии - своеобразного и приближенного к Первопрестольной аналога легендарного «Пояса Пресвятой Богородицы» - рубежа обороны южных границ Великого княжества Московского, простиравшегося от Калуги до Рязани и образованного цепью монастырей. Почему именно на этом месте? Открываем летопись на «странице» 1591 года: разведка докладывает - крымчаки под началом Казы-Гирея идут на Москву. У наших большие надежды возлагались на фортификационный рубеж из «полумесяца» монастырей: Андроникова, Новоспасского, Симонова, Данилова и Новодевичьего. Но!!!
Как раз между двумя последними имелась «брешь» - никаких укреплений... Слава Богу, из ситуации удалось выйти с помощью гуляй-города. Последний - мобильное полевое укрепление в XV - XVIII веках, представляющее собой комплекс прочных телег, оснащённых большими щитами и сцеплявшихся между собой цепями, образуя неразрывную линию или кольцо (в зависимости от ситуации). Вы только не подумайте, что это наше, русское изобретение: «предтечи» этого дела появились ещё в Древнем Китае (полководец Вэй Цин) и в не менее Древнем Риме (Аммиан Марцеллин, офицер римской армии). Вобщем - отбились!!!
Но решение о возведении укрепрайона в имевшейся «дыре» созрело. Началось все с образования монастыря - в 1593 году на месте того самого анти-Казы-Гирейского гуляй-города основали монастырь. Следующий шаг - возведение укреплённой обители. Это действо растянулась с 1686 по 1711 год. И так, Донской монастырь - обитель или крепость? Ответ напрашивается сам собой - достаточно взглянуть на монастырский «забор». В плане - почти идеальный квадрат - так как фортеция не «привязывалась» к рельефу местности (вспомните аналогичные по форме Зарайский кремль, Свято-Троицкий и Желтоводский Макариевы монастыри).
На углах периметра, длина которого составляет 883 метра - круглые башни, при этом прясла между последними усилены двумя квадратным башнями по каждой стороне. Стены: голимые крепостные, с основанием белого камня, отделенным от верхней части каменным валиком. Все прясла оборудованы «боевым ходом» («боем») - горизонтальным ярусом с бойницами и бойничными камерами для артиллерийских орудий. Причём в Донском монастыре присутствуют все три вида «боя»: подошвенный, средний и верхний. Цилиндричность угловых башен, выступающих на ¾ из плоскости стен, позволяет вести как фронтальный, так и фланговый (вдоль прилегающих прясел) огонь.
Этим же обусловлена выдвинутость квадратных башен за линию стен почти до половины. По всему периметру стен с внутренней стороны проходит галерея - для размещения личного состава оборонявшихся и для их оперативного перемещения. Опять же ноу-хау, привнесенное в своё время в русское крепостестроительство итальянскими фортификаторами - пилоны с перспективными арками с внутренней стороны стен (они называются «слухами», а в «зените» каждой арки находятся квадратные проёмы бойниц, которым соответствовали артиллерийские порты подошвенного боя).
Ещё один оборонительный ништяк от итальянцев - машикули (навесные бойницы). Мерлоны (зубцы на стенах) - фортификационный «привет» из провинции Больцано в Северной Италии!!! Кстати, обратите внимание на бойницы башен: в башнях прясел они квадратные. А вот в угловых, цилиндрических, есть ещё и круглые. Последние обязаны своим появлением в русской фортификации активному применению огнестрельного оружия и артиллерии. Кстати, декоративные «гребешки» и пинакли с фиалами, установленными на кирпичных пирамидках в завершениях башен - это дань моде, декор, не имеющий никакого отношения к крепостестроительству.
Двое ворот (с севера и запада) оборудованы глубокими проездными арками (я не встречал упоминаний о наличии в них ни герс, ни «дыр-убийц» - видимо времена уже были не те). Над каждым воротами - башни-колокольни, которые, при необходимости могли выполнять как дозорную, так и оборонительную функции. Я, конечно же, тот ещё спец, но, in my humble unprofessional opinion, Донской монастырь в своём нынешнем архитектурном концепте в своё время действительно задумывался как вынесенное оборонительное укрепление - южный «форт» Московского Кремля. Не пропустите!!!