Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, что на Красной площади Первопрестольной, давно и прочно занял место одного из самых узнаваемых сооружений столицы России. А, может, даже и самого узнаваемого... Поэтому знакомство с ним при планировании московского трипа было поставлено мной чуть ли не под номером 1. Впечатление от посещения храма – двоякое. Сразу говорюсь: всё нижеизложенное – исключительно моё личное мнение. Сложно писать о достопримечательности, по которой «прошлись пером» 12 с половиной тысяч путешественников (для сравнения – о Кремле написали всего лишь около восьми тысяч трэвэломанов), но я, всё же, попробую.
Перво-наперво – архитектура (на Руси, как известно, «встречают по одёжке»). Ничего подобного я ранее не встречал (это притом, что в моём личном «активе» 1000+1 только православных храмов в трёх десятках регионов России). В основе пространственно-объёмной композиции сакрала – совокупность трёх главных элементов: во-первых, четырёх больших храмов, которые ориентированы по сторонам света; во-вторых, опять же четырёх маленьких, квадратных в плане церковок, расположенных между большими «собратьями»; в-третьих, самого высокого центрального храма шатровым завершением. Если попытаться описать всё это языком зодчества, то на ось (центральный храм), «насадили» два квадрифолия (причём нижний – бОльшего размера), при этом верхний «повернули» под углом 45 градусов относительно нижнего.
Идею октофолия в России не раз и не два реализовывали различные храмоздатели – вспомнить, хотя бы, того же легендарного Алевиза Нового с его первоначальной Варваринской церковью на Варварке (увы, утрачена) и собором Петра митрополита Московского в Высокопетровском монастыре (слава Богу, «жив»!!!). Однако во всех случаях те самые восемь «лепестков», как правило, были приделами, которые, по большей части, главами не увенчивались. А в соборе Василия Блаженного каждый «лепесток» – самостоятельная церковь, которую венчает луковичная глава. Наружный декор каждого из храмов-храмиков собора, по большей части, отличается (хотя бы немного) от соседствующего «собрата», а вот главы – те у каждой церкви оригинальны.
Особняком стоит шатровая колокольня – этот элемент сакральной композиции нечасто попадает в кадр путешественников (наиболее удачные фото с «участием» звонницы, in my humble opinion, могут быть сделаны с южной стороны, особенно с угла парка Зарядье, либо с востока, от Средних Торговых рядов). В официальном наименовании храма – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – присутствует упоминание о каком-то рве, которое у некоторых вызывает недоумение. Дело в том, что в стародавние времена вдоль кремлёвской стены пролегал ров, служивший элементом обороны, и именовавшийся по имени его создателя Алевизовым.
Его глубина была около 13 метров (примерно высота «хрущёвской» четырёхэтажки), а ширина – около 36 метров. Можете себе представить!!! Ров пролегал как раз между крепостной стеной Кремля и местом, где ныне высится собор (отсюда и «на Рву»). Если чуточку «отойти» от архитектуры, то обращает на себя внимание мистицизм чисел, связанных с храмом: все знающие помнят о сакральном смысле чисел в верованиях и учениях (и Православие здесь – не исключение). Посудите сами: восемь глав над периметральными храмами в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под упомянутым выше углом и представляющую собой восьмиконечную звезду – символ Пресвятой Богородицы.
Квадрат есть символ твёрдости и постоянства веры. Стороны квадрата – аллюзия четырёх сторон света, четырёх концов креста, четырёх апостолов-евангелистов. А число «8» есть символ дня Воскресения Христа. А ещё эта же цифра обозначает число вновь обретенного рая, возобновления, восстановления, счастья: именно восьмой день породил нового, совершенного человека и именно после семи недель Великого поста и покаяния на восьмой наступает духовное обновление. Вот и задумаешься – а не хотели ли те самые Постник Яковлев и просто Барма передать нам, потомкам, некий скрытый сакральный смысл возведённого храма?
Вы же помните высказывание, которое приписывают великому Пифагору: «Мир построен на силе чисел»? Кстати, изначально, как утверждает ряд источников, у собора Василия Блаженного было 25 куполов: 9 основных и 16 маленьких, которые располагались вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Вы представляете эту сакрально-главковую «гроздь»? Лично я с трудом... Во второй половине 18-го столетия 16 маленьких глав вокруг башен почему-то убрали... Это я всё о первом впечатлению. И второе впечатление: я не могу назвать храмом – домом Божиим – сооружение, за вход в который берут деньги. При всей его эксклюзивности, красоте, необычности... Меня отвернуло, как от сакрала, когда за вход в костромской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с меня потребовали деньги «за входной билетик»...
Ребята, это уже не вера, это уже бизнес!!! Да, я ещё могу понять охрану при входе – время непростое, но рубить баблосы на чувствах верующих... Я бродил по лабиринтам собора, провожаемый суровыми взглядами просто неимоверного количества ликов, с каким-то осуждением взиравших на меня со стен, ниш, углов, закутков, и не чувствовал той боголепной ауры, которая охватывает верующего (пускай по-своему, но верующего) человека, входящего даже в самый маленький и скромный сакрал далёкой российской провинции. Собор – музей, именно музей, куда можно прийти и, если вы любитель изобразительного искусства Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси, или вам просто некуда деть 600 целковых.
Прийти – и полюбопытствовать на предмет всевозможных ликов знакомых и не очень святых. Как в некую условно картинную галерею... Да, кстати, в незапамятные времена, когда в соборе Василия Блаженного на регулярной основе совершались богослужения, попасть в него, особенно в праздничные дни, было практически невозможно – уж очень мала нутрянка сакрала. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади: сам собор служил в качестве алтаря, на Лобное место выходили церковнослужители, а куполом служило небо. Представляете? И денег за это, я думаю, не брали... Прощаясь с так и не понятым (как храм), однако реально интересным и необычным сооружением, невольно вспомнил строки Александра Карпенко:
«Стоял собор, безмолвный и блаженный,
И захотелось, глядя в небеса,
Построить храм в душе своей – нетленный,
Покуда смерть не выклюет глаза...».
Рекомендую однозначно. Но в каком качестве – каждый решает для себя сам...