Великий Новгород - просто «клондайк» для любителей сакрального зодчества. Шутка ли - в городе с историей более чем в десять веков (это же ТЫЩА с приличным «хвостом» лет, Карл!!!) вас ждёт знакомство с минимум семью десятками, по моим скромным подсчётам, культовыми сооружениями Православия. Причём диапазон их возведения - от XI века до наших дней, а стилистика охватывает бОльшую часть архитектурных направлений храмоздательства России.
Для меня, имеющего в активе 1000+1 русский сакрал, реально неожиданным открытием нового и неизведанного стало знакомство с церковью Спаса Преображения на Ильине улице (ещё её называют «на Торговой стороне»). Сами понимаете, писать что-то интересное об объекте, по которому «прошлись пером» полторы сотни трэвэломанов, непросто. Но я таки попытаюсь, не опускаясь до банальной копипасты... «Эстафетную палочку» истории нынешнему сакралу передал в прямом смысле этого слова легендарный «предтеча»: в летописных источниках деревянная Спасская церковь на этом самом месте упоминается под 1169 годом. Причём, что важно, уже тогда её называли «древней»!!! И связано это упоминание с весьма Примечательные, как в историческом, так и в религиозной плане, событием.
Легенда (по иным данным - новгородское «Слово о знамении Святыя Богородица», оно же «Сказание о битве новгородцев с суздальцами»), бает, что зимой 1170 год Великий Новгород осадили войска владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Типа решили «померяться тестикулами» с новгородцами. Давайте сразу «отделим зерно от плевел»: дело было в феврале упомянутого года и товарища Боголюбского там и рядом не стояло!!! Великим Новгородом тогда рулил Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского, которого в 1168 году новгородцы призвали себе на княжение. А пришли под новгородские стены мало известные кому, кроме историков, какие-то мутные и дерзкие «гардемарины»: Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий плюс рязанский и муромский полки.
Вернёмся к легенде: якобы для новгородцев всё складывалось ну очень скверно (мягко говоря), и тут архиепископу Новгородскому Иоанну, который во 2-ю (в ряде списков - в 3-ю) ночь осады города молился перед иконой Спасителя в храме – «предтече» героя моего повествования - был приход: взять икону Божией Матери из Преображенской церкви на Ильине улице и вынести на острог противу супостата. Икона «идти не хотела» - организовали массовку с крестным ходом и таки притащили лик иконописный через Волхов на Софийскую сторону, где поместили в юго-западной части острога.
Когда суздальцы сотоварищи пошли на штурм стен Великого Новгорода, икона, которая была выносной и закрепленной на шесте, вдруг повернулась внутрь города. В это же время осаждающие вдруг начали баттл друг с другом. Воспользовавшись этим, новгородцы отбили штурм и победили суздальцев. Это, как я, уже говорил, легенда, облеченная в летописный источник. Теперь о действительности.
Икона реально повернулась ликом к городу: во-первых, она крепилась на шесте (то есть могла поворачиваться вокруг оси последнего); во-вторых, во время штурма в неё вонзилась стрела (это подтверждено в ходе реставрационных работ в 80-х годах прошлого века), в результате чего она и развернулась ликом Богородицы к городу. И главное: ещё до начала полноценного штурма между войсками упоминавшихся «гардемаринов» начались тёрки - кто и чего будет грабить в Великом Новгороде после его захвата.
Воспользовавшись межусобицей, новгородцы без особого труда разгромили суздальскую коллаборацию, да так, что пленных некуда было девать и их продавали по 2 ногаты за голову (всего 6,82 грамма серебром). Я почему завёл разговор об этом событии? Дело в том, что оно нашло своё отражение в иконописи: знаменитейшее произведение древнерусской живописи - икона «Чудо от иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» (она же «Битва новгородцев с суздальцами»), список которой хранится в Третьяковской галерее (плюс в Новгородском музее, Государственном Русском музее, а также в ряде храмов России), в числе прочего содержит изображение Спасской церкви на Ильине улице. Но!!!
На иконе храм изображён уже в камне (в можете видеть некоторые детали первоначального экстерьера именно КАМЕННОГО храма: трёхлопастное завершение фасадов, наличие небольшого западного притвора и двухпролётной звонницы)!!! Потому что безвестный иконописец рисовал икону уже в XV веке!!! А интересовавшиеся историей каменной новгородской церкви Спаса Преображения помнят, что имеется летописное свидетельство, указывающее на то, что сей храм был возведён «в лето 6882» (то есть в 1374 году).
Ряд исследователей выдвигает версию о том, что церковь Спаса на Ильине построили в 1374 году жители улицы и боярин Василий Данилович в память новгородцев, павших во время неудачного военного похода на Торжок. Если кто не в курсе: речь идёт о весьма печальном для Новгорода событии XIV века. Афанасий Данилович, князь новгородский и брат упомянутого выше боярина Василия, совместно с Фёдором Юрьевичем, князем ржевским и фоминским, в феврале 1316 года решил «пободаться» с войском Михаила Ярославича, князя тверского и великого владимирского (последний действовал в коллаборации с бойцами эмира Золотой Орды Таитемира).
Всё это происходило под стенами Торжка, куда подтянулась рать новгородцев. Махачь был жестокий и кровавый: в результате тактического просчёта своих командиров новгородцы и ржевцы потеряли много «мужей добрых, бояр и купцов» и потерпел crushing defeat in battle. И, типа, в память о сложивших головы в сече воинов Великого Новгорода и была поставлена сия церковь. Хотя Новгородская Третья летопись утверждает, что повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича, принадлежавшего к роду Машковых, со уличаны Ильины улицы, храм был именно расписан, а не возведён.
Ещё одна особенность Спасского храма на Ильине улице: в камерах на его хорах имелись два придела, освящённые во имя Троицы Живоначальной и святых бессеребряников Космы и Дамиана. Сразу оговорюсь: то, что я увидел и запечатлел, ну очень далеко от первоначального сакрала. Сами понимаете - переделки и перестройки велись на протяжении всей его истории.
Из главного: примерно в середине ХVI века первоначальное трёхлопастное завершение фасадов было заменено щипцовой кровлей. Когда были ликвидированы западный притвор и двухпролётная звонница - достоверно не известно, но на западном фасаде до сих пор просматриваются следы полуциркульного свода притвора.
В конце ХVIII - начале ХIХ столетия вместо притвора возвели низкую и широкую трапезную, к которой в 20-х годах 19-го столетия с запада пристроили трёхъярусную ЦИЛИНДРИЧЕСКУЮ колокольню. В трапезе освятили два придела: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери: таким образом была обустроена зимняя (тёплая) церковь, при том, что основной объём оставался летним, то есть холодным. Приделы в камерах на хорах переделали под кладовые. Облик сакрала того времени вы можете увидеть в альбоме рисунков «Виды новгородских церквей» Дмитрия Михайловича Струкова, выполненном по заказу Московского археологического общества в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века.
И ещё один ништяк церкви Спаса Преображения на новгородской Ильине улице, о котором просто не могу промолчать. Среди декоративных элементов наружки сакрала (криволинейной бровки, бегунца, поребрика) вы стопудово можете рассмотреть встречающийся несколько раз мотив голгофского креста. Как считает ряд исследователей, эти кресты символизируют поминовение новгородцев, которые вместе со своим предводителем Александром Абакумовичем, легендарным воеводой ушкуйников, сложили головы в кровавой сече с войском князя микулинского и тверского Михаила Александровича под Торжком в 1372 году.
Вам не кажется, что эта версия несколько «переплетается» с приведенной выше версией повода возведения Спасского храма? Объект более чем интересен, загадочен, оригинален, фотогеничен и привлекателен своей непередаваемой словами аурой. Не пропустите!!!