В Санкт-Петербурге в настоящее время чуть менее шести сотен православных культовых сооружений - от часовен до соборов. Некоторые известны далеко за пределами города, а то и страны, о некоторых знают лишь живущие рядом с оными сакралом прихожане. Но среди этого многосотенного сонма «домов божьих» есть такие, перед которыми ты невольно замираешь в немом восхищении... Потому, что мозг отказывается принимать увиденное, как дело рук человечьих - исключительно божественные творения!!! И одно из них - церковь Рождества святого Иоанна Предтечи что на питерской улице Ленсовета, более известная трэвэломанам как Чесменская церковь.
В этом сравнительно небольшом храме поражает всё: от морского «имени» (о котором чуть ниже) до не самого распространённого освящения, от реально забавного колера до редкого архитектурного концепта. Чесменскую церковь вы наверняка без особого труда сможете отыскать в южной части Питера, на полпути до кольцевой автодороги, на улице Ленсовета. Сразу оговорюсь - не ближний свет: от точки «старта» моих питерских маршрутов - Биржевой площади что на Васильевском острове - что-то около одиннадцати километров. Так что либо общественный транспорт, либо ваши собственные «колёса». Если на метро, то двигайте до станции «Московская» - от неё до искомого объекта всего минут десять пешкодрала.
Парой слов за улицу Ленсовета. Уже само название говорит за голимый «совок». Её первоначальное название - 1-я Параллельная улица. Эта урбанистическая «артерия» появилась на свет Божий в 50-х годах прошлого века и так, как она тянулась параллельно Московскому проспекту и, после площади Победы, Московскому шоссе, то и название было соответствующим и прямо «намекающим». Своё нынешнее «имя» - в честь Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся - улица получила 20 декабря 1955 года. Чтобы вы понимали - Чесменский храм есть сакрал с ИСТОРИЕЙ!!! Причём ещё какой!!! Видимо, следует начать с места нахождения сего сооружения.
Он был заложен в 1777 (что КаГБэ намекает!!!) году к югу от центра города, в некогда болотистой местности, на обочине Царкосельского тракта, как раз через дорогу от Чесменского (императорского путевого) дворца. Всё источники, как один, утверждают, что местность сия в те замшелые времена именовалась не иначе, как «кикерикексен» - сиречь «лягушачье болото», якобы в переводе с финского. Но то ли переводчик Goole чего-то не понимает, то ли творцы «кикерикексенской» версии курят что-то уж очень забористое, но «лягушечье болото» по-финский будет «sammakon suo»... И без вариантов... Вобщем - берём на веру и болото, и лягушек. Но!!!
Чтобы уж быть последовательно, следует напомнить, что первым на 7-ой версте Царкосельского тракта был построен упоминавшийся выше Путевой дворец (место отдыха венценосных по пути в Царское Село). Он был построен в 1774-1777 годах и до 1780 именовался Кикерикиксенским (реально язык сломаешь) или, для официальных документов, «Каменным дворцом, что не доезжая Средней Рогатки». И лишь в честь 10-летней годовщины уникальной морской победы России в Чесменском сражении, имевшем место 24-26 июня 1770 года, дворец таки переименовали в Чесменский.
Это же «имя» постепенно «приклеилось» и к возведённой поблизости церкви – «герою» моего сегодняшнего поста. Следует отметить тот факт, что при закладке сакрала в июне 1777 года присутствовала сама императрица Екатерина II!!! Вы понимаете, что не каждый храм России может похвастаться присутствием на процедуре закладки Императрицы и Самодержицы Всероссийской... Кстати, по приколу: на закладке сакрала присутствовал ещё один монарх - король Швеции Густав III... И это ещё не всё!!!
Храм построили быстро - уже в июне 1780 года, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, через два дня после которого произошло победное Чесменское сражение, было совершено его освящение. Причём на этом действе снова присутствовала «шальная императрица»!!! И кто бы вы думали составил ей при этом «компанию»? Сам в шоке - император Священной Римской империи Иосиф II!!! Помимо главного престола - в честь Рождества Иоанна Предтечи - в первом этаже сакрала в декабре 1811 года была освящена теплая (зимняя) церковь с престолом в честь Рождества Христова. Кстати, что касается освящения главного престола: мне удалось отыскать на земном шарик ВСЕГО 398 православных культовых сооружений с подобным освящением (что делает этот сакрал реально редким).
Обратите внимание: несмотря на наличие двух упомянутых выше престолов, за церковью, с лёгкой руки Екатерины II, закрепилось название «Чесменская». Автором проекта этого удивительного сооружения был Юрий Матвеевич Фельтен, российский архитектор с немецкими корнями (не зря же его имя при рождении - Георг Фридрих Фельдтен), один из ярчайших представителей так называемого раннего классицизма. Вы наверняка знаете, что многие религиозные течения по сей день чтут традиции храмоздательства, сформировавшиеся сотни лет назад, и не приемлют никаких нововведений в строительстве.
Но, будучи блестящим и талантливым зодчим, Ю.М. Фельтен на примере Чесменской церкви и двух её «сестрёнок»-близнецов - церквей Спаса Преображения в селе Красное Старицкого района Тверской области и Николая Чудотворца в селе Посадниково Новоржевского района Псковской области (увы, утрачена) - доказал, что само здание храма - всего лишь «оболочка», а важно лишь то, какую «душу» в неё вложил Мастер... Парой «мазков» за архитектуру сооружения.
Она весьма необычна не только для Санкт-Петербурга, но и для сложившейся практики церквестроительства России тех лет в целом. По типу Чесменскую церковь можно (или нужно?) отнести к квадрифолию - храму крестово-купольного типа, четыре «ветви» которого завершаются полукружиями (апсидами), перекрытыми полусферическими конхами (отсюда ещё одно название подобного типа сакралов - тетраконх). Подобные храмы гуру от зодчества относят к центрическому типу (как октогоны или ротонды). В Европу квадрифолии «пришли» из Византии, Персии, Сирии, Грузии и Армении, где они наиболее активно возводилась в IV-V веках.
Хотя, по мнению специалистов, форма тетраконха восходит к древнеримской и раннехристианской архитектуре: тетраконх часто трактовался как вариант греческого креста со скруглёнными или многогранными ветвями. В эпоху Ренессанса этот тип пользовался особой популярностью в итальянской архитектуре. В Юго-Западную Русь и Закарпатье это тип храмов таки «добрался» в X-XV веках. Как ни странно, но в центральных регионах России этот тип сакралов не получил своего широкого распространения. А появление отдельных примеров тетраконхов в «привязке» в нарышкинской архитектуре связано с влиянием так называемого украинского барокко.
К сожалению, до нашего времени в первозданном - квадрифолийном - виде сохранились лишь единицы храмов. Я бегло промониторил эту тему и могу привести лишь пару-тройку примеров: церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях; церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области; собор Петра, митрополита Московского в
Высоко-Петровском монастыре Первопрестольной; церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Богоявленском монастыре в Угличе.
Но архитектура Чесменской церкви более утончённа и европеизирована, in my humble opinion. Господин Фельтен не стал связывать себя традициями украинизирующей, московской и петербургской «линий» тетраконхов, а замутил эдакий просто таки фантастический микс итальянизирующего Ренессанса, псевдоготики, нарышкинского барокко и традиций русского храмового зодчества на основе изящного квадрифолия. И получилось ЧУДО!!! И, глядя на этот необычный храм, я невольно вспомнил строки поэтессы Тамары Так:
«Взмыв в небо розовым фонтаном,
Не рассыпаясь, словно столб,
Подчёркнуто и без изъянов –
Чесменской церкви ровный сноп...».
Не пропустите!!!