Если вы каким-то волшебным образом оказались на просторах Невской губы на траверзе острова Котлин, то практически из любой точки вам будет виден огромный купол культового сооружения, являющегося гордостью всех русских моряков и главным must see Кронштадта. Вы сразу поняли - я говорю о Николаевском Морском соборе.
Всё дело в том, что при объявлении конкурса на проект храма главным условием было, чтобы высота его купола служила ориентиром с моря, а высящийся, на вершине крест был первым, что видел мореплаватель. Кронштадт относительно молод - своё летоисчисление город ведёт с 18 мая 1704 года, когда был освящён форт «Кроншлот». Последний - первый «пазл» в гениальной фортификации острова, созданный ни кем-то там, а самим Петром I!!!
Да-да, я не оговорился - макет форта был изготовлен руками будущего первого Императора Всероссийского!!! Сакральная история Кронштадта уходит корнями во всё тот же XVIII век: развитие Православия в Кронштадте шло «нога в ногу» с историей города как военно-морской базы и купеческой гавани. Первыми сакралами на острове Котлин были лютеранский храм Святой Елизаветы (примерно 1710 год), сборная церковь во имя святого Апостола Андрея Первозванного (1718 год), церковь Богоявления Господня (1731 год), церковь Троицы Живоначальной на городском кладбище (1788 год).
А к началу XX века в Кронштадте было уже минимум два десятка «разнокалиберных» культовых сооружений православного вероисповедания. Но все они были скромного размера и, порой, не могли вместить всех желающих (обычно по праздникам).
Поэтому в конце XIX века благодаря инициативе протопресвитера военного и морского духовенства, члена Святейшего Синода Александра Алексеевича Желобовского и командира Кронштадтского порта, военного губернатора Кронштадта вице-адмирала Николая Ивановича Казнаковa было получено высочайшее разрешение на возведение мега-храма. Конкурс проектов выиграл Василий Антонович Косяков, архитектор, инженер, художник, один из известнейших мастеров русского и византийского стилей, знакомый ценителям сакрального зодчества своими храмами в Питере (церковь Милующей иконы Божией Матери), Петергофе (собор Петра и Павла), Лиепае (Свято-Никольский морской собор), Астрахани (собор Святого Владимира), ярославском Кукобое (церковь Спаса Нерукотворного Образа), Батуми (войсковой собор Святого Александра Невского - увы, разрушен) etc.
В.А. Косяков в одном из своих писем назвал возводимый сакрал «памятником чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга». И более ёмкого определения этого удивительного культового сооружения я не встречал. Работы по строительству храма начались в 1902 году и уже в июне 1913-го сакрал был освящён. Архитектурно: с первого же взгляда на сакрал меня терзали мысли о том, что я уже видел эту объёмно-планировочную структуру, причём сравнительно недавно...
Ну, конечно же - если включить фантазию и «отбросить» наружно-декоративную няшности, то на память приходит виденная осенью прошлого года стамбульская Айя-София - собор Святой Софии - Премудрости Божией!!! Да и размеры обоих храмов очень и очень близки между собой. Ну, ещё бы, ведь автор проекта - архитектор В.А. Косяков - был просто гением неовизантийской стилистики. Как вы видите на сделанных мной фото, Никольский Морской собор - крупное культовое сооружение, описать которое достаточно сложно.
Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что Мастер при проектировании этого храма не только учёл предшествующий опыт создания культовых соооружений неовизантийского стиля, что хорошо просматривается в компоновки объёмов, понимании роли отдельных деталей, лаконичности и ясности построения форм. Он пошёл ещё дальше: если вы внимательно присмотритесь к утонченной декоративности наружки, то, наверняка, заметите новые приёмы и элементы в компоновке фасадов. В.А. Косяков дополнил художественную палитру стилистики возведённого сакрала элементами романского зодчества!!! Ребята, это - НЕЧТО!!!
Ведь данное обстоятельство реально отсылает нас в Европу середины XIX века, где зодчими уже использовалось понятие «византийско-романский стиль». Именно черты последнего мы с вами в башнях двух звонниц, фланкирующих главный вход, и портал облика, близкого к романскому. Поэтому я согласен с мнением ряда авторов, утверждающих, что наряду с византийским стилем нутрянки Никольского Морского собора присутствуют элементы византийско-романской стилистики отдельных внешних форм, что позволяет предположить присутствие эклектичного «оттенка» в архитектуре храма.
Объект бесподобен, оригинален, фотогеничен, поэтому знакомство с ним я рекомендую однозначно!!! А в заключении своего скромного поста хотел бы привести высказывание упоминавшегося выше вице-адмирала Николая Ивановича Казнаковa об этом соборе: «Моя мысль состоит в том, чтобы этот храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, служил бы, вместе с тем, связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе Родины»!!!