Advertisement
Развлечения в Сергиевом Посаде

10 лучших достопримечательностей в Сергиевом Посаде, Россия

Достопримечательности в Сергиевом Посаде

Посмотрите достопримечательности и развлечения, которые нельзя пропустить:
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, Гефсиманский Черниговский скит, Специализированные музеи, Исторические достопримечательности.


Сергиев Посад: лучшие достопримечательности
Узнайте, как подбираются рекомендации

Мнения путешественников

  • EkaterinaRUSSLAND
    Москва, Россия236 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Сергиева Лавра - одно из тех мест, которые надо посетить обязательно, хотя бы раз в жизни. Это место, основанное великим Сергием Радонежским. Я бы советовала обязательно приложиться к мощам, хотя ради этого надо отстоять в очереди. Очень красивая, ухоженная территория. На территории есть Музей христианского искусства. В общем, место значимое - и религиозно, и историески, и эстетически.
    Отзыв о: Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра
    Опубликовано 6 ноября 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • EkaterinaRUSSLAND
    Москва, Россия236 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Скит располагается на окраине Сергиева Посада. Очень красивая территория. Обязательно надо поклониться чудотворной иконе Черниговской. Необычная архитектура.
    Отзыв о: Гефсиманский Черниговский скит
    Опубликовано 6 ноября 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • Валерия Санкт-Петербург
    Санкт-Петербург, Россия22 публикации
    5,0 из 5 кружков
    Удобная дорога, большая асфальтированная парковка, туалеты. Живописный проход по территории и вот мы на месте. Купели оборудованные, есть раздевалки, скамейки. Замечательное место
    Отзыв о: Водопад Гремячий
    Опубликовано 8 июля 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • investigator64
    Иваново, Россия46 678 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Чтобы понять важность очередного «открытого» мной Сергиево-Посадского лаврового сакрала, я хотел бы напомнить вам одно библейское предание. В один из прекрасных августовских дней (у католиков эта дата считается 15-го августа, у православных - 28-го) апостолы съехались со всего мира (каждый из них нёс Слово Божие в разных странах), чтобы совершить погребение Девы Марии в гробнице Её родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Её супруга Иосифа Обручника, у подножия Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где клевреты синедрионские таки «повязали» Иисуса Христа. Могилу, как полагается, закрыли камнем.
    Апостол Фома не успел на похороны Богородицы – он смог добраться в Иерусалим лишь на третий день после похорон и вместе со святой апостольской братией отправился на погост чтобы проститься с Матерью Божией. И что бы вы думали? Могила оказалась пустой... В этот же день святые апостолы собрались за обедом и, о чудо!!! Им явилась Дева Мария в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни». Вот таким волшебным образом кончина (успение) Божией Матери принесла не скорбь, а радость, став, при этом, в Православии одним из двунадесятых праздников.
    Католики его празднуют как «Assumption» («Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»). Глубоко почитая успение Богородицы (тихое исхождение души из тела и мирный переход из жизни земной в жизнь вечную), Церковь - и католическая, и православная - стала активно освящать культовые сооружения либо престолы в оных в честь этого события. По некоторым данным, в настоящее время в мире есть 2565 православных сакралов (либо престолов в них), освящённых в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во многих городах России этой чести удостоены самые главные храмы.
    Именно по этой причине я не удивился, когда, занырнув под арочные своды Святых ворот Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и оказавшись во внутреннем дворе, увидел пятикупольный мега-храм, четыре луковичные главы которого были окрашены ярко-синим колером и усыпаны золотыми звёздами.
    Уж я-то хорошо помню, что синий со звездами купол сакрала напоминает о небесной чистоте Матери Божией и Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Спасителя. Поэтому, по православным канонам, синие купола со звездами, говорят о том, что храм освящен в честь одного из Богородичных праздников (Рождества, Покрова или Успения Пресвятой Богородицы). Именно в честь Успения Пресвятой Богородицы и освящён главный храм Троице-Сергиевой Лавры.
    История Успенского собора «пережёвана», как говорится, «от и до», вроде бы и добавить нечего (до голимой копипасты не хочется опускаться). Все прекрасно помнят, что возведение этого лаврового сакрала началось в 1559 году при правлении и по велению самого царя Иоанна IV Васильевича (сиречь Грозного). По некоторым данным, изначально собор задумывался, как большой храм для помещения мощей преподобного Сергия Радонежского. Имевшийся литтловый Троицкий собор, по мнению самодержца и руководства Церкви, не соответствовал «чину», поэтому планируемый к возведению мега-храм должен был стать новым мартирием для мощей преподобного Сергия и быть посвящённым Святой Живоначальной Троице.
    Но потом от этой идеи отказались и, в итоге, Иоанном IV Грозным, митрополитом Макарием и всем Священным Собором было решено не тревожить память святого старца, а во изъявление своего усердия к его святости таки возвести в Лавре большой храм. До конца дней своих царь, присутствовавший при закладке храма, активно следил за ходом его строительства и всячески способствовал оному. Есть версия, что столь значительная роль российского самодержца в судьбе главного храма Лавры - это, со стороны государя, нигде и никем не афишируемая одна из умилостивительных жертв Господу за убиение сына – царевича Иоанна, имевшее место 16 ноября 1581 года.
    Но это из разряда документально не подтвержденной информации, чтобы вы понимали. Возведение Успенского собора было завершено к 1585 году (увы, сам Иоанн Васильевич до этого светлого дня не дожил), что нашло своё подтверждение в одном из сборников с историческими записями богослова, историка, археографа, библиографа, Почётного члена Императорского православного палестинского общества и архимандрита Русской Православной Церкви Леонид (Кавелина). Все считанные мной источники в один голос твердят, что собор Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре задумывался как реплика творения итальянского зодчего Ридольфо Аристотеля Фиораванти – Успенского собора Московского Кремля, кстати, считавшегося мартирием другого великого русского чудотворца – митрополита Петра. Напомню, упомянутый сакрал был освящён в 1479 году (то есть за восемь десятилетий до начала стройки в обители).
    Я, конечно же, тот ещё спец от храмоздательства, но, in my humble opinion, в данном случае нельзя говорить о каком-то механической копировании сергиев-посадскими мастерами архитектурных ништяков упоминавшегося итальянского архитектора. Более того, если вы помните, то синьор Фиораванти при постройке кремлёвского Успенского храма, в свою очередь, взял за образец собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире!!! При этом он, сохранив архитектурную идею классического крестово-купольного храма Древней Руси с её пятиглавием, позакомарным покрытием, аркатурно-колончатым поясом etc., привнёс в облик столичного храма отдельные особенности структуры и построения фасадов, которые отсылают нас к раннеренессансному зодчеству.
    Да, согласен, внешний вид московского (а, значит, и владимирского!!!) храма впоследствии стал образцом для возводимых в ряде русских городов культовых сооружений. Вот и лавровый Успенский собор - массивный пятикупольный шестистолпный храм, внешне воспроизводящий объёмную композицию московского «собрата», - он, вроде бы и похож на последнего, и, в то же время, достаточно эксклюзивен. Ну не зря же один из исследователей творчества Аристотеля Фиораванти назвал московский Успенский собор и его последующие реплики позднеготической «зальной церковью рискованной конструкции». При этом массивность пространственно-объёмной конструкции монастырского собора, упрощённая «прорисовка» деталей как наружки, так и внутреннего убранства, отличают его от московского храма.
    Если говорить об архитектуре Успенского собора Лавры, то, как вы видите на моих фото, его «приплюснутый» кубический объём буквально «придавлен» (визуально, конечно же) к земле пятью тесно поставленными мегалитическими световыми цилиндрическими барабанами, несущими соответствующих размеров луковичные мега-главы. Кстати, изначально они имели более приплюснутую, близкую к сферической, форму, которую в XVIII веке поменяли на луковичную. Тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту (что заметно, если приблизить эту часть храма zoom-ом фотоаппарата).
    Увы, мне не очень повезло - в день моего визита в Лавру как раз велись реставрационные работы с этой главой, поэтому она была заставлена строительным лесам и «укутана» сеткой. Я тут вычитал, что высота Усперского храма (без креста) составляет 51,26 метра. При этом он своей массой и высотой совершенно не «подавляет» окружающие менее объёмные сооружения. Стены объёма завершены полуциркульными кокошниками, опирающимися на массивные лопатки (последние реально смахивают на контрфорсы), выступающие за плоскость фасадов почти на метр. Мне показалось, что нарочитая лапидарность наружного декора была специально продумана зодчими – в этом случае ваш взгляд невольно воспаряет к златозвёздо-синим куполам собора, в небесную высь, к Господу нашему...
    Единственным заметным элементом наружного декора является аркатурно-колончатый пояс на северном и южном фасадах – знакомый трэвэломанам элемент владимиро-суздальского храмоздательства. Посетивший Лавру трэвэломан и борзописец, архидиакон Антиохийской православной церкви, Павел Алеппский, в своём труде «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века» так описал своё знакомство с Успенским собором: «Потом повели нас в великую церковь монастыря, называемую собором; она находится посредине монастыря, на возвышенном месте.
    Она выше, больше и длиннее собора столицы, но совершенно в том же роде, так как обе церкви построены при царе Иване». После моего знакомства с главным храмом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры я, наконец-то, проникся пониманием того, что Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а, всё таки, праздник. Ведь сказанные ею апостолам слова: «Я с вами» означают, что Она и со всеми нами тоже, «во все дни»… Рекомендую!!!
    Отзыв о: Успенский собор
    Опубликовано 27 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • Gontolann_Anorill
    Москва, Россия15 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Зашли в магазин, где продают ландрины-карамель и множество старинных книг о кулинарии. Здесь я купила книгу Елены Молоховец в том издании (репринт), что была еще у моей прабабушки в начале 20 века. Очень приятное впечатление, доброжелательные сотрудники. Надеюсь, еще вернемся и посмотрим музейную программу.
    Отзыв о: Сергиевская кухмистерская
    Опубликовано 7 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • investigator64
    Иваново, Россия46 678 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Перед посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры я старательно промониторил тему здешних культовых сооружений. Напомню: в настоящее время на территории Лавры ТРИНАДЦАТЬ официальных сакральных построек (два собора, девять церквей, часовня и колокольня). Я бы прибавил к этому списку сень над крестом на Соборной площади, но её, почему-то, в этот перечень не включают. Вроде бы, исходя из размеров, главным сакралом Лавры «напрашивается» собор Успения Пресвятой Богородицы: и стоит в центровом месте, и своими мегалитическими размерами подавляет всё и вся вокруг, и пятиглавие самое козырнОе...
    Но, по моему скромному мнению, неоспоримым духовным «сердцем» обители является именно собор Троицы Живоначальной. И это несмотря на кажущуюся скромность размеров и очень лапидарный облик. Да и расположен он где-то там, в «уголке» лаврового двора, чуть не под крепостной стеной, отделяемый ризницей от тыльной стороны Пивной башни. Как вы видите на моих фото, Троицкий собор - архитектурно довольно скучное, на первый взгляд сооружение - компактный одноглавый придворно-княжеский храм без притвора, типологию которого можно смело отнести к немногим сохранившимся до наших дней памятникам РАННЕМОСКОВСКОГО сакрального зодчества конца XIV - начала XV веков. Но за архитектуру - чуть ниже...
    Я проникся пониманием божественной сути этого сооружения едва шагнув под его сени. И в памяти сами собой всплыл строки, в своё время написанные игуменом Дионисием Шлёновым:
    «Светло под сенью Троицкого храма,
    Где в многолюдстве Божий мир царит.
    Любой души здесь отступает драма –
    Умолкла плоть и благодать парит...».
    Вы не поверите, под сводами Троицкого собора реально «парила» благодать!!! Охватывающие вас чувства сложно передать словами - благодать и умиротворение, да и только... Я не отношу себя к глубоко верующим людям, но здесь, в Троицком храме Лавры я в очередной раз убедился - Господь он есть... Он всегда и всюду рядом с нами...
    Теперь о земном - об архитектурной стилистике постройки. Имея в активе более тысячи культовых сооружений Православия и совершенно не претендуя на истину в последней инстанции, с первых же мгновений нашего знакомства с собором Троицы Живоначальной я понял, что с подобным стилем храмоздательства я уже встречался.
    Это так называемый раннемосковский стиль сакрального зодчества. Аналогичные по стилистике постройки я уже встречал на своих трэвэл-маршрутах: это собор Успения Пресвятой Богородицы владимирского Княгинина женского монастыря и собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Я насчитал всего 19 храмов в семи регионах России, которые возведены в этом стиле. Но, в отличие от остальных 18-ти, лавровый Троицкий собор - не просто очередное культовое сооружение, нет, конечно же. Это - храм-памятник!!!
    Я бы даже сказал усыпальница!!! Великая гробница!!! Вы же помните, что 5 июля 1422 года мощи великого старца преподобного Сергия Радонежского были торжественно изнесены из земли, помещены в деревянную раку и установлены в сооруженном специально для их хранения Троицком соборе Лавры. Последний, кстати, был построен в 1422-1423 при игумене Никоне тщанием Великого князя Владимирского и Московского Василия I и Звенигородского и Галицкого князя Юрия Димитриевича (сына Димитрия Донского и крестника преподобного Сергия) на месте маленькой и низенькой деревянной «предтечи», возведённой собственноручно тогда ещё молодым отшельником в первые дни своего пустынножительства.
    15 августа 1585 года мощи преподобного Сергия были переложены в новый саркофаг (серебряную позолоченную раку), где почивают по сей день. И, чтобы вы знали, храм сей - ПЕРВОЕ каменное культовое сооружение Свято-Троицкой Лавры. Архитектурно: скромный размерами четырёхстолпный крестовокупольный храм, основной объём которого завершён единственной шеломообразной главой на массивном и высоком световом барабане. С востока к четверику примыкают три немного пониженные полуциркульные апсиды под конхами-полусферами. К южному фасаду пристроен одноглавый придел, освящённый в честь преподобного Никона Радонежского (мощи последнего покоятся именно здесь).
    Особую строгость лапидарной наружке храма придают углублённые перспективные порталы и узкие щелевидные оконные проёмы, реально смахивающие на бойницы. Членение по вертикали решено при помощи широких плоских пилястр, на капители которых опираются арки закомар с килевидным завершением. Форме последних вторят завершение перспективного портала главного входа и ряд кокошников в основании купольного барабана. Единственным украшением северного фасада является трёхленточный узорчатый «пояс» с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов, членящий фасад по горизонтали примерно в половине его «роста».
    Вроде бы и невысок Троицкий собор - всего каких-то 30 метров до верха креста - но величественен и мощен однозначно. И это лишний раз подчёркивает аскетическая красота и лаконичность наружного декора. И тут просто не могу не вспомнить слова Павла Алеппского (он же Булос ибн Макариус аз-Заим ал-Халеби), архидиакона Антиохийской православной церкви, путешественника и писателя, из его труда «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века»: «Церковь Святой Троицы невелика, четырехугольной формы, с большим куполом над хоросом и так прекрасна, что не хочется уходить из неё». Объект удивительно боголепен и зело фотогеничен. Рекомендую!!!
    Отзыв о: Троицкий собор
    Опубликовано 27 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • investigator64
    Иваново, Россия46 678 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Каждый из храмов посещенной мной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по-своему интересен, оригинален, эксклюзивен: кто-то больше, а кто-то совсем литтловых размеров, кто-то высокий, а кто-то совсем низенький, кто-то ярче и нарядные, а кто-то скромнее и лапидарнее... От одного сакрала просто таки веет боголепностью и умиротворением, а от другого, высящегося рядышком, так и «несёт» роскошью, праздничностью, помпезностью... Но есть в Лавре один храм, который не просто поразит вас «от макушки до пяток», но и заставит совершенно по-новому взглянуть на русское храмоздательство.
    Вы наверняка догадались, что я имею в виду церковь Сергия Радонежского в Трапезной палате.
    Я, вероятно, не буду оригинале, если скажу, что сей сакрал – один из самых красивых в архитектурном ансамбле обители. Если вы включите своё воображение, то наверняка вас посетит аллюзия с кораблём - эдакий микс величественности «Queen Mary», роскоши «Oasis Of The Seas» и горделивости «Vasa». Первое, что бросилось мне в глаза после того, как я занырнул через арку Святых ворот во внутренний двор Лавры, это «нос» того самого сакрально-сказочного «корабля» - высоченная (за счёт высокого подклета) трёхчастная апсида Сергиевской церкви.
    Эдаким аллюзорным «форштевнем» этот элемент пространственно-объёмной композиции храма буквально взрезает бушующее «море» зелени крон деревьев, высящихся с восточной стороны сооружения. «Рубка» того самого сакрального «корабля» - конечно же основной объём сакрала: двухсветный, поднятый на высокий подклет и дополнительно увеличенный «ростом» за счёт аттиковой надстройки, квадратный в плане четверик крыт низко поставленной, изогнутой, четырёхскатной барочной кровлей. На вершине последней - изящный барабанчике, увенчанный крестонесущей главой - ну, чем не мачта корабля? Включите воображение!!!
    Кстати, во время реставрации в 70-х годах прошлого века были получены доказательства того, что изначально Сергиевская церковь имела пять барабанов (то тесть пять куполов). Однако довольно скоро после возведения завершение было перестроено по какой-то причине и сейчас храм сияет золотом лишь одной главки. Длиннющая трапезная, вытянутая по оси «восток-запад» - корпус всё того же «корабля»-сакрала с широченной «прогулочной палубой» - гульбищем, обустроенным вдоль северного фасада храма и трапезной. Снующие туда-сюда толпы туристического люда добавляют увиденному реализма. Мне думается, что безвестные зодчие, возводившие в Лавре Сергиевскую церковь, не просто так придали постройке вид корабля.
    Ведь начиная с Ноева ковчега образ корабля есть ни что иное, как один из символов единения людей, верующих в Господа нашего. Вы же помните: лишь те, кто был внутри ковчега, спаслись от бушующей водной стихии – в свою очередь, символа враждебного Богу и людям мира. Пройдя через все жизненные трудности по «волнам» окружающей действительности, верующий человек, оказавшись под сводами «корабля»-церкви, по-настоящему соприкасается с истинной. Может быть поэтому, неспешно подходя к церкви Сергия Радонежского с Трапезной палатой Лавры и любуясь её дивной красотой, я невольно задумался о вечном?
    Но вернёмся к «герою» моего поста: практически ни один из читанных мной источников не упоминает об одном весьма важном факте из истории этого сакрала. Как вы помните, его возведение было начато в 1686 году по указанию Иоанна V и Петра I Алексеевичей, единокровных братьев-соправителей всея Руси. Но!!! Это была не просто очередная «хотелка» юных самодержцев: когда в 1682 году в Москве вспыхнул стрелецкий бунт (так называемая Хованщина), именно в Лавре укрылась, пережидая опасность, царская семья и оба царевича. И Сергиевская церковь с братской трапезной стала своеобразным знаком благодарности юных правителей Руси за предоставленное обителью временное убежище.
    Полагаю, что подтверждением данной информации может служить тот факт, что в 1692 году при освящении Сергиевской церкви и Трапезной палаты, совершённом патриархом Адрианом, присутствовали члены царской семьи. Про архитектуру сакрала повествовать не берусь: об этом не писал только ленивый. Правда, одни авторы пишут про «нарышкинское» барокко, другие – про московское. Но и те, и другие в обязательном порядке упоминают за роспись фасадов храма «в шахмат». Я пытался найти информацию об этом способе наружного декора, но смог найти лишь его определение: «Разделка поверхности чередующимися светлыми и тёмными клетками».
    Лично мне до посещения Лавры образец подобного декора встретился лишь единожды – наружная отделка Палат бояр Романовых (они же «Царские чертоги») Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме. В Лавре же, помимо Сергиевской церкви имеются ещё два объекта с такими же декоративными ништяками: надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и Царские чертоги с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. По мне, так это один из самых необычных и редких элементов/способов наружного декоративного убранства.
    По крайней мере, в моей практике именно сакралов, раскрашенных «в шахмат», доселе не встречалось (а ведь в моём активе более тысячи культовых сооружений только в России). Согласно одной из легенд, роспись «в шахмат» получила своё распространение при оформлении некультовых сооружений с подачи императора Павла I: мол, венценосный где-то увидел этот самый «в шахмат» и, будучи заядлым шахматистом, повелел использовать такую технику сплошь и рядом. Но эта легенда, опять же, не даёт нам представлений о происхождении упомянутого способа декоративной отделки. Тем паче, что его дошедшие до нашего времени образцы датируются значительно более ранним периодом времени – XVII веком.
    Кстати, мне сначала показалось, что наружка Сергиевской церкви Лавры своей техникой исполнения близка росписи церкви иконы Божией Матери «Одигитрия» в Ростовском Кремле, о которой я в своё время написал пост. Однако более продвинутые специи по декору сакралов утверждают, что в последнем имеет место раскрашивание под так называемый «бриллиантовый» руст, создающее ощущение рельефа. А это – не совсем «в шахмат». Вероятно, истина где-то по середине и данный удивительный способ наружной отделки ещё ждёт своих исследователей. Нутрянку храма не описываю – БУКАФФФФ не хватит... Лучше просто полюбуйтесь на сделанные мной фото. Резюмирую: уже только из-за одного знакомства с церковью преподобного Сергия Радонежского с Трапезной палатой я настоятельно рекомендую посетить Свято-Троицкую Сергиевскую Лавру. Обязательно!!!
    Отзыв о: Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой
    Опубликовано 27 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • SERGEY M
    Санкт-Петербург, Россия16 328 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    ...музеев вроде и много по стране,но в данном случае -не так. ПРЕКРАСНЫЙ экскурсовод -большая заслуга музея. Артистичная, задорная. Удивляет, как она может так классно играть несколько спектаклей в день? Качество обслуживания музейщиков ещё подчёркивает, что нам отказали в приобретении пакетного билета -на две экскурсии в связи с ограниченным временем на их совместном проведении.
    А самостоятельног передвижения по музею НЕТ❗
    Отзыв о: Музей Советского Детства
    Опубликовано 11 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • Елена К
    5 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Замечательная экскурсия. Очень хороший сервис. Интересные мастер-классы. Прекрасный город. Вкусный обед. Самые лучшие впечатления
    Отзыв о: Сергиево-Посадский Государственный Историко-Художественный Музей-Заповедник
    Опубликовано 30 января 2022 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • investigator64
    Иваново, Россия46 678 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Одним из первых русских князей, совершивших паломничество в Троицкий монастырь, был Дмитрий Донской, который испросил благословения на битву с татарами у преподобного Сергия Радонежского. И после одержанной победы на Куликовом поле это стало эдакой отправной точкой в характере отношений между обителью и государством Российским. Вспомните «Троицкий поход» – паломничество в обитель царя Алексея Михайловича в сентябре 1675-го. Да он вообще в обители умудрился побывать 39 (!!!) раз...
    Иван Грозный был крещен в Лавре и не раз отправлял туда в паломничество. Петр I по юности также часто сюда заглядывал. А Елизавета Петровна - та вообще ходила в Лавру на богомолье пешком!!! Из Москвы!!! Как вы поняли, в Лавре умудрились побывать практически все русские правители, вплоть до царя-мученика Николая II. Но, как утверждают знающие, больше всех Троицкий монастырь любил и жаловал царь Борис Годунов. Уж не по этому ли территория обители стала усыпальницей для семьи Годуновых?
    Все эти мысли промелькнули в моём сознании эдакой «кометой Галлея», когда я, собираясь зайти внутрь Успенского собора, наткнулся взглядом на невысокое приземистое сооружение, приткнувшееся слева от парадного крыльца сакрала. Дело в том, что в верхней части главного фасада, во всю его ширину, тянулась надпись, стилизованная под старославянскую вязь: «Усыпальница Годуновых». На сравнительно небольшое каменное сооружение под стеной величественного собора, своей формой напоминающее полупоздемную крипту с низкой кровлей в четыре ската, на вершине которой установлен золочёный православный крест, внимание обратит редкий посетитель Лавры.
    Туристов, как правило, больше привлекает облик златоглавых храмов, паломники же стремятся «занырнуть» в «чрево» того или иного сакрала, чтобы заказать «сорокоуст», поставить свечи, прикоснуться к иконописному лику, обратиться к Всевышнему... А тут - какая-то реально невзрачная усыпальница... Я, признаться честно, сначала решил, что это какой-то кенотаф. Но каково же было моё удивление, когда я, готовясь к написанию этого поста, неожиданно для себя узнал, что в этих скромный стенах под ещё более скромной пирамидообразной жестяной кровлей покоятся останки человека, которого один из авторов весьма метко назвал «самым худшим русским царём, побывавшим самым лучшим в истории Руси премьер-министром».
    Останки Бориса Годунова... И членов его семьи... А вместе с останками этого, несомненно, великого, хотя и противоречивого, человека (помните, пушкинские строки о нём: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач...»?), хранится трагическая история знаменитого рода, сыгравшего важную роль в судьбе государства Российского. Но не личность Бориса Фёдорович является «героем» моего поста, а сооружение, в котором почивают его бренные останки. А судьба последних не менее интересна и интригующа, чем его жизнь. Чтобы вы понимали, это место в Лавре - третье по счёту, где, надеюсь, наконец-то нашёл упокоение прах Бориса Годунова, его супруги Марии, а также их сына Фёдора и дочери Ксении (в монашестве - Ольги).
    Я не шучу - действительно ТРЕТЬЕ!!! Начнём со смерти этого царя: он скончался 13 апреля 1605 года, внезапно, буквально в течение пары часов после того, как почувствовал резкое ухудшение. Так как перед кончиной он успел постричься в монахи под именем Боголеп, говорить о явной насильственной смерти не приходится. Отравление? Есть такая версия... Похоронили Бориса Годунова, как и прочих московских великих князей и царей, в некрополе Архангельского собора Московского Кремля. Буквально через пару месяцев в Москву вошел Лжедмитрий I.
    Уже в первые дни правления последнего останки Бориса Годунова были вынесены из Архангельского собора и осквернены, а через пять дней клевретами Лжедмитрия I были убиты низвергнутый юный царь Фёдор, сын Бориса Годунова (кстати, царствование пятого царя продолжалось всего 49 дней - самое короткое в истории России), и его мать Мария Скуратова-Бельская. Тела всех троих (Бориса, Марии и Фёдора) предали земле в Варсонофьевском девичьем монастыре на Сретенке, там, где по сложившейся практике хоронили нищих и бродяг. На основании распространяемой командой самозванца инфы, всем им «приклеили ярлык» самоубийц, в связи с чем похоронили за оградой, в общем могильнике («божедомке» или «скудельнице»).
    Согласно православным канонам, души самоубийц отправляются в Ад, за них нельзя молиться и их прах не может находиться рядом с могилами праведных людей. В мае 1606 года Лжедмитрия I реально жёстко и жестоко отправили в «Страну Счастливой Охоты», на русский трон взошел Василий Шуйский, по инициативе которого останки семьи Годуновых были вновь перезахоронены - на этот раз в Троице-Сергиевом монастыре, который Борис Годунов особо почитал. Захоронение было оборудовано в склепе, прямо под западной папертью собора Успения Пресвятой Богородицы. Кстати, там же, впоследствии, нашло упокоение и тело умершей последней из Годуновых - Ксении (Ольги).
    В 1780 году паперть была разобрана и заменена нынешним крыльцом, а над гробницей Годуновых в 1782 году возвели каменную шатровую палатку, примыкающую к западной стене Успенского собора. На мраморных плитах, размещенных в ряд по главному фасаду, начертаны имена и годы жизни упокоившихся. Скромное поминальное сооружение на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, связанное с родом Годуновых, in my humble opinion, имеет не только больше историческое, но и духовное значение. Не пропустите!!!
    Отзыв о: Mогила Бориса Годунова
    Опубликовано 27 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • AlexGl59
    Москва, Россия373 публикации
    4,0 из 5 кружков
    Как-то так получалось, что за множество посещений Сергиева Посада ни разу в этот музей не попадали. Незадолго до этого съездили в Богородское https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g2538875-d6429147-Reviews-Bogorodskaya_Factory_Museum_of_Wooden_Toys-Sergiyevo_Posadsky_District_Moscow_Ob.html и решили все же по горячим следам и сюда. Не тут то было. Даже по выходным до 17ч.
    Ладно. Раз так, поехали специально.
    В целом понравилось. Царские игрушки потрясающие. Зависли надолго. Музыкальные автоматы тоже. Куклы народов мира, хоть и современные, интересно. А вот именно как история развития как-то не очень...
    И советских игрушек можно бы побольше. Они есть еще пока, стоят копейки, можно поискать, а ведь совсем скоро исчезнут.
    Если пришли не просто так, а интересно, то рассчитывайте на 1,5ч. Пробежать можно за 30 мин.
    Ну и освещение ужасное, был солнечный день, все бликовало и зеркалило.
    Потолок протекает, штукатурка чуть не падает прямо на экспонаты. Хозяина бы. И денег.
    Лайфхак. Если на своей машине, ставьте М-Видео, там есть парковка, пройти 50м.
    Отзыв о: Художественно - педагогический музей игрушки
    Опубликовано 3 апреля 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
  • investigator64
    Иваново, Россия46 678 публикаций
    5,0 из 5 кружков
    Тема надвратных храмов неоднократно поднималась мной в постах, размещённых на сайте путешественников. Практика свидетельствует о том, что подобный тип храмов в своё время был весьма характерен именно для иноческих обителей. Из собственного опыта: храмы Благовещения Пресвятой богородицы в Спасо-Ефимиевом и Покровском монастырях Суздаля, Александра Невского во владимирском Богородице-Рождественского монастыре, Спаса Преображения в Свято-Николо-Тихоновом монастыре в селе Тимирязево Лухского района, Святителя и Чудотворца Николая в Макариево-Унженском монастыре в Макарьеве.
    Посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде пополнило мою «копилку» надвратных храмов ещё одним шикарным образчиком храмоздательства – церковью Рождества Иоанна Предтечи. Прежде чем приступить к описанию запечатлённого мной интереснейшего сакрала – парой «штрихов» за один из интереснейших типов сакрального зодчества, который, in my humble opinion, являет собой особую страницу культовой архитектуры. Уже из самого названия – надвратный храм – понятно, что из главной специфической особенностью является местоположение над воротами (как правило, городских стен, крепостей, кремлей, монастырей, дворов архиреев etc.). Чтобы вы понимали, надвратные храмы – это уникальное явление, которое присутствует только в архитектуре Руси.
    В Средневековом храмоздательстве посещённых стран Западной и Восточной Европы я подобных типов сакралов не встречал. Смысл сооружения храмов над воротами? Полагаю, что главная цель сего действа – божественная защита ворот и, как следствие, объекта, в который ведут последние (будь то город, крепость или монастырь). Первые надвратные храмы появились в Киевской Руси и уже оттуда в XII веке «пришли» во Владимирские и Московские земли. Спустя полвека этот тип сооружений получил широкое распространение в Новгородских землях.
    Увы, татаро-монгольское нашествие 30-х годов XIII века приостановило традицию постройки надвратных сакралов, однако картина резко меняется в сторону значительного увеличения их числа в конце XVI и в течение всего XVII веков. Именно к этому периоду относится возведение Предтеченской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1693-1699 года). Но есть одно маленькое, но весьма важное «НО»!!! Редкие источники сообщают нам, что, оказывается, история этого удивительного сакрала началась задолго до его возведения – ещё в период основания преподобным Сергием на холме Маковец особножительного монастыря (само поселение появилось в 1337 году, обитель – несколькими годами позже).
    Существует версия, что над вратами тогда ещё деревянных монастырских стен самим духовным собирателем русского народа преподобным Сергием была воздвигнута деревянная церковь, освящённая в честь Димитрия Солунского – небесного покровителя Великого князя Дмитрия Донского. В 1512 году, когда ограда монастыря была ещё деревянной, были сооружены каменные ворота, над которыми возвели каменную же церковь (деревянную Димитриевскую разобрали), освящённую в честь Сергия Радонежского, а придел при этом сакрале – в честь святого исповедника Василия Парийского, небесного патрона Великого князя Московского Василия III.
    На иконе, датируемой серединой XVII века с изображением Троицкой Лавры видно, что Сергиевская надвратная церковь – достаточно большой сакрал, увенчанный одной луковичной главкой. Размеры храма вполне объяснимы: он был третьей культовой постройкой обители после Троицкого собора и церкви Духа Святого Сошествия, построенных в XV веке. Мало вероятно, что он вместе с венчаемыми им воротами играл какую-то фортификационную роль – всё таки к концу 17-го столетия, с учётом развития осадной артиллерии, военно-оборонительные функции надвратных церквей постепенно стали уходить в небытие.
    В сведения об антиминсах храмов Лавры за 1657 год придел Василия Парийского уже не упоминается – видимо, к этому времени он был упразднён. После возведения и освящения церкви Сергия Радонежского с Трапезной палатой (о которой я уже рассказывал своим читателям) в 1692 году надвратная церковь была в очередной раз разобрана, и вместо неё тщанием Григория Дмитриевича Строганова, промышленника, землевладельца, покровителя церкви, букиниста и приближенного императора Петра Великого, началось возведение нового сакрала.
    Последний был построен к лету 1699 года и освящён троицким архимандритом Евфимием в честь Рождества Иоанна Предтечи. Если говорить об архитектуре сооружения, то перед нами двухъярусное кирпичное сооружение, решённое в формах строгановского направления стиля московского барокко. Первый ярус – массивный четверик с арочным проездом, второй – непосредственно двусветный храм с обходной галереей. На четырёхскатной кровле достаточно тесно расставлены пять изящных резных барабанов (центральный поставлен на массивный квадратный пьедестал), увенчанных золочёными полигональными луковичными главами с крестами.
    У пятиглавия Предтеченской церкви интересная история: изначально сакрал венчали пять глав, но в 1806 году четыре угловые были убраны по непонятной причине. В своём нынешнем виде – о пяти главах – храм был восстановлен во время реставрации 1974 года. что касается наружного декора «в шахмат». С типом последнего я уже столкнулся во время знакомства с церковью Сергия Радонежского с Трапезной палатой.
    Однако наружка Предтеченского храма, как мне удалось выяснить, изначально была расписана «под мрамор». Впервые описание «под шахмат» этого сооружения встречается в документах середины XIX века. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре – удивительной красоты культовая постройка редко встречающегося типа и, по моему скромному мнению, она обязательно заинтересует любителей русского храмоздательства. Не пропустите!!!
    Отзыв о: Церковь Рождества Иоанна Предтечи
    Опубликовано 27 августа 2024 г.
    Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Все отели Сергиева ПосадаСпецпредложения отелей в Сергиевом Посаде
Сергиев Посад: все развлечения
РестораныАвиабилетыРассказы о путешествияхКруизыАренда автомобилей