Мы обратили внимание, что Вы используете неподдерживаемый браузер. Веб-сайт Tripadvisor может отображаться неправильно.Поддерживаются следующие браузеры:
Windows: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome. Mac: Safari.
Сохранить
Что больше всего понравилось автору отзыва
Шедевр

Главное новгородское впечатление - Церковь Спаса Преображения на Ильине с фресками Феофана Грека... читать дальше

Отзыв написан 11 сентября 2020 г.
Marina K
,
Москва, Россия
Фреска Феофана Грека

Потрясающий мастер, лик производит сильнейшее впечатление, возвращаюсь сюда каждый раз при... читать дальше

Отзыв написан 3 августа 2020 г.
Svetlana T
,
Санкт-Петербург, Россия
Прочитать 141 отзыв
  
Отзывы (141)
Отфильтровать отзывы
141 результат
Оценка путешественников
115
21
3
1
1
Тип посещения
Период
ЯзыкВсе языки
Другие языки
Оценка путешественников
115
21
3
1
1
Узнайте, что говорят путешественники:
Выбранные фильтры
Фильтровать
Список обновляется...
27 из 141 отзывов
Отзыв написан 3 августа 2020 г.

Потрясающий мастер, лик производит сильнейшее впечатление, возвращаюсь сюда каждый раз при посещении Новгорода.

Дата мероприятия: июль 2020 г.
Спасибо, Svetlana T!
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя TripAdvisor, а не компании TripAdvisor LLC.
Отзыв написан 21 июля 2020 г.

Пошли сюда по совету экскурсовода посмотреть фреские Феофана Грека. Фрески, конечно, еще почти ен восстановлены. Лишь обрывки. Можно подняться на второй ярус (хоры). Это не действующая церковь, можно не соблюдать дресс-код.

Дата мероприятия: июль 2020 г.
Спасибо, Yulia S!
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя TripAdvisor, а не компании TripAdvisor LLC.
Отзыв написан 2 мая 2020 г.

Прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная в 1103 году. Церковь эта стала известной благодаря поверью об иконе "Знамение Пресвятой Богородицы" (считается одной из главных ценностей средневекового Новгорода). В 1170 году войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород. После обнесения иконой "Знамение Пресвятой Богородицы" из церкви Спаса Преображения на Ильине крепостной стены, Бог обрушил свой гнев на осаждавших, которые, объятые неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города.
В 1356 году икона "Знамение Пресвятой Богородицы" была перенесена в церковь Знамения Богородицы (сейчас на ее месте Знаменский собор). После 1917 года была изъята в музей, а с 1991 года находится в Софийском соборе.
Нынешнее строение церкви было возведено в 1374 году. Церковь Спаса Преображения относится к распространенному в 14 века типу новгородского храма. Это четырехстолпный, одноглавый, одноапсидный, кубический храм с фасадами, разделенными лопатками, с первоначально трёхлопастным завершением. В 16 веке кровля заменена на восьмискатную. Интересно здесь то, что при реставрации церкви после войны по какой-то причине ей не вернули первоначальную форму кровли (сейчас она также восьмискатная), как, например, недалеко стоящей церкви Федора Стратилата на ручье. Советские реставраторы оставили много загадок.
Кстати, церковь со стороны большой совершенно не кажется, но оказавшись внутри сразу бросается в глаза, что колоны и своды очень высокие и в самом храме много места и достаточно просторно.
Стены церкви украшены многочисленными вкладными и рельефными, в том числе голгофскими, крестами. Над окнами и нишами сделаны бровки, которые вместе с линиями арочек подчеркиваются лентами поребрика. Барабан украшен бровками над окнами, круглыми нишами между ними и поясом из полукруглых ниш сверху, над которыми идет пояс бегунца и пояс из арок, подчеркнутых поребриком, в которых расположены круглые ниши.
На южном фасаде в его восточной части находилось изображение Богоматери "Знамение", однако в настоящее время оно едва различимо и стерлось от времени.
В западной части церкви на втором этаже находятся две большие камеры в северо-западном и юго-западном углах здания, которые соединяются деревянными хорами на сводах. В северо-западной камере находился Троицкий придел.
Интересно, что в период первоначальной постройки церкви к ней с западной стороны был пристроен притвор (придел). На западной стене церкви сейчас хорошо виден след примыкания коробового (полукруглого) свода притвора. Изначально притвор был небольшой и не во весь фасад, однако в дальнейшем он неоднократно перестраивался.
На старых фотографиях виден очень большой притвор шириной во весь западный фасад, но это уже результат перестроек (вероятно, его построили в начале 19 века), К притвору примыкала круглая трехъярусная колокольня, построенная примерно в 1820 году. В 1936 году притвор и колокольня были разобраны.
В 1831 году при проведении в церкви ремонтных работ в притворе над порталом (входом) в церковь была открыта фреска с изображением Смоленской Божьей Матери с младенцем (одигитрия) 14 века, которая была когда-то заложена. Тогда фреска была внутри придела. Когда придел был разрушен, фреска Смоленской Божьей Матери сохранилась до настоящего времени, только теперь она находится на внешней стене церкви, как бы на улице, и прикрыта стеклом для большей сохранности.
Когда именно в советское время была закрыта церковь Спаса Преображения на Ильине не совсем понятно, но в 1931 году она уже не действовала.
Главная ценность и сокровище церкви Спаса Преображения на Ильине - это фрески, выполненные Феофаном Греком в 1378 году. Фрески в этой церкви - единственное произведение, принадлежность которого кисти Феофана Грека установлена достоверно. Ему приписываются и другие работы, но авторство их устанавливают на основании косвенных данных. Росписи в церкви самые ранние из сохранившихся работ Феофана Грека.
К настоящему времени фрески сохранились лишь частично. Полностью сохранились росписи купола (в зените (медальоне) изображен Спас Вседержитель, по-гречески Пантократор) и барабана. В основном пространстве храма сохранились только небольшие фрагменты росписей.
Хорошо сохранились фрески в Троицком приделе (камера на хорах). На восточной (алтарной) стене придела сверху изображено явление Троицы Аврааму, хотя фигура самого Авраама не сохранилась (она была слева). Троица представлена фронтально и симметрично в виде трех ангелов, сидящих за столом. Справа изображена Сарра, подносящая гостям пищу. На этой же восточной стене снизу (под троицей) сохранилась фигура одного из святителей, изображённых в момент богослужения с развёрнутыми свитками.
Над входом на южной стене снизу находится изображение Богоматери "Знамение", помещённое в сияние из двух скрещённых ромбов. Рядом фигура архангела Гавриила с мерилом и зерцалом в руках. Здесь, как и в Троице, показано явление Бога, но не в символическом видении, а Бога воплотившегося и ставшего человеком.
На южной стене вверху изображены столпники - бородатые деды, сидящие на столбах (свидетельство строгой аскезы). Любопытно, что столбы представлены в виде красивых граненых античных колон с капителями и базами как будто специально были построены для аскезы, при этом у каждого из них индивидуализированный столб, отличающийся своим архитектурным обликом от других. И сидят эти деды как будто в горшках или тазах, при этом тазы то же все разные (круглые и угольные). При чем это не абстрактные художественные образы, а конкретные святые. Из трех изображений на южной стене слева основоположник столпничества Симеон Столпник (первый, кто придумал этот креатив - жить на столбе), Посередине Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками. Справа Алипий Столпник со сложенными на груди руками и закрытыми глазами. Еще левее на выступе между южной и восточной стеной Даниил Столпник с руками, выставленными вперед. Кстати, как именно выглядели столбы, где они жили, и вообще, что они из себя представляли, никто не знает и очень может быть, что тогда под столбом понимали не совсем то, что мы понимаем сейчас.
На западной стене (напротив Троицы) изображена фигура Макария Египетского. Это белый бородатый дед, который как джин парит в воздухе. Там же в медальоне (роспись в круге) изображение, видимо, Акакия Веррийского епископа Верои (это небезызвестный Алеппо в Сирии). На северной стене рядом с Троицей есть еще два медальона с изображениями Агафона Египетского и Иоанна Лествичника.
Фрески Феофана Грека в красно-коричневых тонах. Его отличительной манерой считается использование белил широкими мазками, чем подчеркивались определенные элементы росписей. Это хорошо видно на фресках со столпниками.
В настоящее время церковь недействующая. Это музей. Билет недорогой, около 150 рублей. Вероятно, церковь находится не в очень хорошем состоянии, поскольку все столбы подперты множеством специально соединенных балок, укрепляющих конструкцию и предохраняющих ее от разрушения. Любопытно, что пол выложен керамической плиткой, видимо, еще с советских времен, которая и смотрится безусловно инородной, еще и разноцветная в "елочку", как будто в каком-то советском детском саде или овощном магазине.

Дата мероприятия: сентябрь 2019 г.
4  Спасибо, Sharleman!
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя TripAdvisor, а не компании TripAdvisor LLC.
Отзыв написан 6 октября 2019 г.

Месту почти 1000 лет. Сам вид собора ну очень не обычный, мягко говоря. Какие то оконца узкие, больше для кирх лютеранских используемых... Ну да ладно с ними.... Тут реально фрески самого Феофана Грека и только за ними можно сюда приехать! Им ведь почти 1000 лет здесь!!! Сам Феофан настолько фигура великая, что его фрески начиная от Эрмитажа, кончая (уже не помню где)) представлены.

Но есть один момент - фрески представлены как на первом этаже, так и на втором.... Туда ведет арка (высотой в 1.65 где то) и со ступеньками, количеством где-то 35-40 и высотой каждой ступеньки сантиметров в 35))) Кому-то это будет подняться раз плюнуть, но мне с габаритами 180-120 и моей мамой с возрастом в 74 года было не просто подняться)))

Ну а если по самим фрескам... Это, конечно, что-то... Понимаешь, что ты оказался на 1000 лет назад...

Приеду, и не один раз сюда...

P.S. Билеты платные - по 120р.

Дата мероприятия: октябрь 2019 г.
1  Спасибо, Alex R!
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя TripAdvisor, а не компании TripAdvisor LLC.
Отзыв написан 17 августа 2019 г.

Побывав в Новгороде, на 17 век начинаешь смотреть как на новодел))
Церковь 14 века с фресками Феофана Грека. Да, их мало, но думающему человеку очевидно, что чудом является то, что они вообще сохранились, особенно учитывая климатические условия и то, что во время войны город был разрушен более чем на 90%.

Дата мероприятия: август 2019 г.
Спасибо, adventurer1611!
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя TripAdvisor, а не компании TripAdvisor LLC.
Показать другие отзывы